ИЗ ЖИЗНИ БРЕНДОВ
Понятие «товарный знак», или «бренд», пришло в Россию вместе с перестройкой. Хотя и во времена развитого социализма бренды в небольшом количестве тоже существовали. Мы пользовались духами парфюмерной фабрики «Уральские самоцветы», рисовали карандашами «Сакко и Ванцетти», особо не зацикливаясь на логотипах.
ОБРЕЛИ ЛИЦО – И ПРОПАЛИ
Сейчас – иное дело. Неустанно рекламируемые брендовые товары, по сути, навязываются потребителям и находят спрос, принося своим владельцам баснословные доходы. Кажется, «умрет» бренд – померкнет и слава товара.
Но бывает иначе. Подчас жесткая конкуренция стирает с лица земли, казалось бы, сильных и устойчивых, и никакой бренд им не помогает. Как это случилось, например, с чебоксарским «Стройтрестом № 2», стабильно работавшим с незапамятных времен предприятием, от которого отпочковалась известная в начале 2000-х годов стройфирма «Честр». Детище быстро обзавелось товарным знаком. «Родитель», у которого тоже неплохо шли дела, в частности, по застройке северо-западного микрорайона Чебоксар, видимо, решил не отставать, и в 2005 году зарегистрировал свой бренд. (По тем временам это обходилось очень недорого, всего в 30-40 тысяч рублей). И вот нате вам – через четыре года старожил «Стройтрест № 2» полностью обанкротился. «Неправильный» бренд выбрали», – горько шутили тогда оставшиеся без работы строители.
КОЧУЮЩИЙ «АКАТУЙ»
«Правильные» же бренды живучи и востребованны, особенно если они привязаны к ходовому товару. Кто бы мог подумать, например, что известный в республике продукт под названием «Акатуй» последние два года производился не в Чебоксарах, являющихся его исторической родиной, а в Самарской области? Об этом без утайки сообщала надпись на этикетке. Но мало кто из обывателей вчитывался в нее, полагая, что товар со столь колоритным национальным названием никогда не «эмигрирует».
Между тем несколько лет назад бренд «Акатуй» выкупила частная фирма, некоторым образом связанная с заводом, выпускавшим товар под таким названием. А в 2012 году на три года передала самарскому предприятию (за деньги, разумеется) лицензию на производство данного товара. При этом реализация его по-прежнему была сконцентрирована в Чувашии – в силу специфики рынка.
Тут нет ничего криминального, владелец товарного знака может продавать лицензию кому угодно. Хотя, по логике вещей, больше ему должно нравиться чебоксарское, а не отдаленное самарское предприятие. Ведь на цену реализуемого здесь товара накладываются дополнительные транспортные расходы, отчего владелец бренда наверняка теряет в прибыли. Так зачем же он выбрал отдаленный регион? Догадки на этот счет разные. Наиболее близкой к истине кажется версия, связанная с политикой федерального предприятия, филиалом которого является чебоксарский завод. В главном офисе посчитали, что невыгодно выпускать продукцию под брендом, находящимся в частной собственности, так как имеют место выпадающие доходы в отличие от эксплуатации собственных брендов.
Но совсем недавно московское начальство поменялось и рассудило уже по принципу: лучше синица в руках, чем журавль в небе, ведь в любом случае прибыль от узнаваемого товарного знака будет. И открыло ему зеленую улицу, по которой «Акатуй» вернулся на родной завод. Впрочем, не исключено, что соседствовать с чебоксарским товаром будет и самарский, ведь там срок пользования лицензией еще не истек.
МИЛЛИОНЫ ЗА ИМЯ
Чувствуете, как можно заработать на «раскрученных» брендах? Поэтому немало охотников их приобрести. Так, бренд постельного белья «Хлопковый рай», принадлежавший Чебоксарскому хлопчатобумажному комбинату, недолго оставался бесхозным после банкротства предприятия. Его выкупили предприимчивые люди из хлопкового края – из Казахстана, сообщил патентный поверенный Юрий Арзамасов, не раскрывший коммерческую тайнуотносительно цены сделки. Но не отрицавший, что представители ближнего зарубежья уплатили хозяевам знака сумму с множеством нулей в рублевом эквиваленте.
А вот одно из чебоксарских предприятий по выпуску кондитерско-макаронных изделий, наоборот, выкупило товарный знак «Тузик» у московского владельца. Тоже очень недешево.
И неудивительно – известные бренды того стоят. Кстати, пока одним из самых дорогих российских брендов считается сбербанковский стоимостью свыше 12 млрд. долларов…