Беспокойное время нереста

На Волге сейчас тишина. Покой дремлю-щего водохранилища нарушают лишь говорливые птицы и шум винтов редких барж. Рыба нерестится. В эту пору на всех водоемах республики рыбалка запрещена. Но на матушке Волге нет-нет да нарушают тишину торопливые моторки браконьеров.Браконьеры не спят
…«Ну что, поехали!» Наша лодка отчаливает от берега и начинает разбег по водной глади. За кормой пенится вода, в лицо бьет холодный ветер. Рейдовая бригада мчится наперерез моторке, выскочившей из-под села Шомиково Моргаушского района. Она пересекла Волгу и остановилась недалеко от левого берега. Уже сам факт появления лодки на воде в это время вызвал массу вопросов: куда, зачем, все ли документы в порядке? Двое в моторке, заметив инспекторов, дали стрекача. Но погоня длилась недолго. Общественный инспектор, рулевой-моторист Евгений Шосток прибавил газу и отрезал незнакомцам пути отхода. Поняв, что не уйти, беглецы сбросили обороты. Как только лодки встали рядом, госинспектор отдела по Чувашии Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (бывшей рыбинспекции. – В.В.) Андрей Иванов поднялся с места: «Разрешение на выезд есть?» «Нет». Без него в это время на Волге делать нечего. «Завтра придете в отдел на Промышленную, 7, будем разбираться», – говорит инспектор и отпускает лодку. Она уходит на берег. А мы продолжаем рейд.
На фарватере пусто – браконьеров надо искать в затонах, где рыба мечет икру. Заходим в один уголок, другой – тишина. Это нормально, так и должно быть. Да и солнце стоит высоко, браконьерский час еще не настал. Любители лакомств идут на преступный промысел обычно вечером и ранним утром. Вскоре мы тоже разворачиваемся и направляемся на базу, чтобы забрать остальных членов рейдовой бригады.
Через час снова грузимся в лодку. Наш путь лежит на один из островов в районе деревни Шомиково Моргаушского района. Здесь множество затонов и заливов с теплыми водами. В период нереста рыба устремляется сюда, чтобы давать потомство. Сюда же рвутся за добычей браконьеры. В рейде участвуют пять человек: госинспекторы чувашского отдела Росрыболовства Андрей Иванов и Геннадий Николаев, рулевой-моторист Евгений Шосток, сотрудник ОМОНа Сергей и ваш покорный слуга. Остров встречает тишиной. Оставив двоих на берегу, идем проверять затоны. Солнце уже садится. Тут и там крякают утки и селезни. Спокойно, пока ничто не нарушает привычный шум природы. В сумерках возвращаемся на базу. Вдруг вдалеке из-за одного острова бесшумно выплывает лодка. В бинокль видно, что на борту трое, в вечерний час расставляют сети. Помчаться к ним сейчас или рвануть с утра пораньше? Приходим к выводу, что лучше взять утром с поличным. Пока мы доедем до браконьеров, стемнеет и никого в зарослях уже не найдешь.
Крутые виражи в затоне
…С утра пораньше садимся в лодку и объезжаем острова. Тихо. Но эта тишина обманчива. Около 18-го острова моторист резко прибавляет обороты и по узкой петляющей полосе воды начинает закладывать крутые виражи. На сумасшедшей скорости лодку бросает из стороны в сторону. Еще чуть-чуть, и нас выбросит на берег. После череды виражей лодка влетает в широкий затон. Перед нами открывается картина – в укромном углу двое в лодке усердно вытаскивают сети. Незнакомцы даже не поняли, что случилось. Не ждали! На дне моторки красовался улов – рыба билась в сетке. Госинспектор Андрей Иванов, кажется, знает всех браконьеров округи в лицо. Бросив взгляд на незнакомцев, без удивления воскликнул: «А-а, Александр Владимирович! Давайте к берегу! Будем составлять протокол». Вскоре житель деревни Шомиково А. Ильин вытаскивает добычу на берег, а госинспектор Г. Николаев садится оформлять документы. А. Иванов с мотористом уходят проверять другие острова.
Первым делом Геннадий Витальевич проверяет у задержанных документы. Сельчанин предъявляет удостоверение рыбака 3 разряда, выданное «Чувашохотрыболовсоюзом». Документ недействителен – его срок истек в начале января. У напарника карманы пусты. Мол, попал он сюда случайно – «попросил подвезти». Куда, зачем в столь ранний час? В принципе, никакой загадки здесь нет. Напарники браконьеров записываются в «туристы» для протокола.
У работника «Водоканала» А. Ильина сегодня улов был неплохим. В расставленные им сети попались 6 крупных щук, одна из которых, самка, поражает размерами и весом. Огромное брюхо «мамки» наполнено икрой, которая вытекает наружу. Кроме того, в сетях – окунь, плотва, язь… общим весом около 40 кг. Все это тщательно пересчитывается, документально оформляется и укладывается в мешки, чтобы в последующем перевезти на городскую свалку и там уничтожить. Каждый шаг фиксируется на бумаге – в папке появляются протоколы об административном правонарушении, изъятия незаконно произведенного улова, оценки ущерба… «Во сколько вчера поставили сети?» – интересуюсь у А. Ильина. «В 11 ночи». – «А сегодня когда приехали в затон?» – «В 4 утра». «Да, Санька, ты попал!» – с горестью произнес «попутчик» Александра. «А чего же не спрятались, услышав шум мотора?» – «Не успели…» Скорее всего, жалко было выбросить улов за борт – вдруг на моторке не инспекторы, а свои.
Кто обидел любителей
По словам начальника отдела по ЧР Средневолжского территориального управления Росрыболовства В. Григорьева, в период нереста госинспекторов на месте не застать. Каждый день они в рейде. За 4 месяца нынешнего года сотрудниками рыбоохраны составлено 535 протоколов, в том числе 142 – с момента запрета на рыбную ловлю (с 10 апреля). Наложено штрафов на сумму свыше полумиллиона рублей, из которых почти половина уже взыскана. Нередко браконьеры «забывают» про штрафы. Приходится напоминать, привлекая Фемиду и судебных приставов. На особом счету – факты, содержащие в себе признаки уголовно наказуемого деяния. «С момента запрета составлено 9 таких протоколов на 12 человек, – рассказывает Валерий Петрович. – Случай возле 18-го острова – один из подобных». Изъято четыре центнера рыбы, около 360 незаконных орудий лова. Недавно в Самаре с участием руководителей региональных отделов подведены итоги работы за первый квартал. Среди 12 подразделений чувашский отдел занял почетное третье место. Вот с кем имеют дело браконьеры в Чувашии. В отделе сейчас 13 госинспекторов. Было время, когда в нем работали полсотни человек. Людей мало, из-за бесконечных реорганизаций техническая оснащенность оставляет желать лучшего. Нередко инспекторам приходится жертвовать личным временем. Особенно сейчас, в нерестовый период. Но люди не ропщут: так надо. Если браконьеров не остановить, и без того оскудевшая Волга совсем останется без рыбы.
С браконьерами разговор короткий. Но как быть с любителями? Речь идет о непонятном к ним отношении. «Кто же придумал такой порядок? – возмущается чебоксарец М. Савушкин, позвонивший на днях в редакцию «СЧ». – Во все времена в нерестовый период любителям разрешали ловить рыбу с берега одной удочкой с двумя крючками. В этом году даже это запретили. Во время кризиса оставили мужиков без маленькой радости». Более того, высокое рыболовное начальство приняло более чем абсурдное решение. Скажем, на левом берегу Волги (на территории Марий Эл) с удочками посидеть можно, а на правом (на территории Чувашии) – не дай бог. И не только на Волге. Весной на всех водоемах Чувашии рыбная ловля с удочками запрещена, а в тех же Марий Эл, Татарстане, Ульяновской, Нижегородской и других областях, пожалуйста, можно. Почему в отношении чувашских любителей-рыболовов такая дискриминация? Никто объяснить это толком не может, все в недоумении. «Мы и сами не понимаем, почему приняли столь странное решение, – разводит руками В. Григорьев. – 13 января нынешнего года вышел приказ Росрыболовства «Об утверждении Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна». Мне кажется, чувашских любителей-рыболовов обидели по причине технической недоработки приказа. В нем действительно немало непонятных моментов. Скажем, во всем огромном Волжско-Каспийском бассейне во время нереста рыб запрещена рыбалка на территории шести субъектов, в том числе Чувашии и Башкортостана. Почему, на каком основании? Совершенно непонятно». По словам Валерия Петровича, понимая возмущение рыбаков, чувашский отдел подготовил предложения по исправлению ситуации и отправил их в управление. Возможно, не сразу, но здравый смысл должен победить. Пока же госинспекторы могут применить санкции в отношении любого, кого заметят на берегу речушки или пруда с удочкой. Но, понимая абсурдность ситуации, иногда закрывают глаза на любителей, направляя силы на злостных нарушителей природоохранного законодательства. Их, как показывают ежедневные рейды, хватает. Ущерб от браконьерского произвола наносится природе намного больший, чем от увлечения безобидных любителей.
В. ВАДИМОВ.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.