Американцы и их ценности

Два месяца прошло с тех пор, как мы, группа российских журналистов, вернулись из Соединенных Штатов Америки. Не так много, чтобы переосмыслить все увиденное и услышанное в этой далекой стране (по сути – в другом мире). Но и не так мало, чтобы успеть забыть какие-то мелкие, надеюсь, незначительные детали нашей поездки. Как сказал классик, «большое видится на расстояньи», а значит, самое время поделиться с вами, уважаемые читатели, впечатлениями об этом путешествии. Но прежде – о том, кто мы такие и как туда попали. Восемь журналистов из Москвы, Астрахани, Барнаула, Ленинградской, Свердловской и Томской областей, а также автор этих строк из Чебоксар получили возможность побывать в Америке благодаря программе «Открытый мир», финансируемой Конгрессом США. Никто из нас раньше не летал за океан, поэтому 10 дней, проведенные в Штатах, все мы восприняли как подарок судьбы.
«Американцы больше не верят во власть СУДЬБЫ, считая тех, кто продолжает это делать, отсталыми, примитивными или безнадежно наивными. Получить прозвище «фаталист» — чуть ли не самое скверное, что может с вами случиться среди американцев. Для них это означает, что человек суеверен, ленив и не желает брать на себя никакой ответственности, тем более – инициативы с целью улучшить свои обстоятельства.
В Соединенных Штатах считается нормальным и правильным, когда Человек управляет природой, а не наоборот… Принято считать, что имеющиеся у человека проблемы связаны не с невезением, а с личным нежеланием устроить свою жизнь лучше. Кроме того, считается нормальным, что каждый должен прежде и более всего считаться с собственными интересами…»
Это – первая ценность, которой руководствуются американцы в своей жизни. (Так что, скажи мы им о подарке судьбы, о том, что нам повезло, нас, скорее всего, сочли бы людьми недалекими и безответственными.) В брошюре исполнительного директора Вашингтонского международного центра Л. Роберта Колса, откуда взята эта цитата, таких ценностей 13. Книжку нам выдали еще в Москве, перед отъездом, но прочитала я ее только дома, когда уже вернулась из США. Обнаружив эту брошюру в ворохе литературы, которой нас снабдили, я, признаться, сначала расстроилась. В самом деле, в Америку все мы ехали за одним – узнать, кто такие американцы, как они живут, что думают, чем дышат. И «шпаргалка» мистера Колса должна была в этом помочь. Но позже я успокоилась: возможно, для чистоты эксперимента как раз и не нужно было никаких шпаргалок. Гораздо интереснее сверить свое понимание американцев с их собственным представлением о себе. Хотя некоторые советы из брошюры «Ценности, которыми живут американцы» в США мне очень даже пригодились бы…
Два дня мы прожили в Вашингтоне, а потом отправились в город Цинциннати, штат Огайо. Собственно, здесь, в глубинке, нам и предстояло изучать Америку и американцев. А чтобы «погружение» получилось как можно более полным, нас поселили в американских семьях: по одному, вдвоем, а то и втроем. Как, например, нас — меня с двумя коллегами из Москвы и Свердловской области. Принимающая семья (их принято называть «американскими родителями») — Сью и Джим Дэй – заранее позаботились о нашем досуге, поэтому буквально с порога, едва успели познакомиться, объявили: «Завтра идем в гости».
Хочу заметить, что ни «папа» Джим, ни «мама» Сью ни слова не говорят по-русски. Ну а про наш английский можно сказать так: когда-то проходили в школе. В общем, мы даже не поняли, к кому идем. Кто-то из нас услышал про «бабушку», у которой день рождения. И только уже в гостях выяснилось, что именинник – дедушка. Впрочем, Клэму Уэгману слово «дедушка» не подходит. Хотя у него действительно есть внуки, а день рождения, который отмечал Клэм, был уже 70-м. Как и наш Джим (возможно, его ровесник), мистер Уэгман представляет собой высокого крепкого мужчину спортивного телосложения, выглядит бодрым и подтянутым.
Не буду долго описывать, как проходил день рождения, хотя многое здесь было непривычным для нас. Но больше всего удивила церемония вручения подарков. Вообще-то, вручения, как такового, не было. Еще до появления именинника (день рождения Клэм праздновал не у себя дома, а у сына) гости складывали принесенные свертки на специальный стол и потом, кажется, совсем забыли о них. «Вспомнили» о подарках лишь к концу вечеринки, когда почти все было съедено (гости брали угощения со «шведского стола») и выпито (за барной стойкой «работали» подростки, внуки Клэма).
Юбиляр с супругой Айрин и несколько гостей — дамы в основном — уселись за большой круглый стол. Чем-то они напоминали «совет старейшин». Остальные участники торжества сгрудились вокруг стола. И представление началось. Клэм брал в руки сверток, разворачивал его и под одобрительный гул показывал содержимое гостям. Все громко восхищались, удивлялись, хохотали (если подарок был шутливым) и хлопали.
Те же эмоции проявляла и жена именинника, но не так долго, как остальные. Полюбовавшись подарком, Айрин брала толстую тетрадь, лежавшую на столе, и принималась что-то писать в ней. Мы не сразу сообразили, что делает эта женщина, а когда поняли, сильно возмутились (естественно, в душе): Айрин вела настоящий протокол, тщательно записывая, кто из гостей что подарил! Поведение немолодой уже женщины показалось нам верхом неприличия.
Дошла очередь до моих открыток с видами Чебоксар и пакетика «АККондовской» карамели. (Кстати, все подарки были очень скромными, наши Джим и Сью, например, принесли только бутылку вина.) Все опять начали громко восхищаться, по очереди разглядывая открытки, а Айрин, конечно же, снова что-то записала в свою тетрадь…
А недавно я получила из США красивую открытку. На обратной стороне по-английски написано: «Дорогая Ольга! Спасибо, что вы пришли поздравить меня с днем рождения. Конфеты, которые вы подарили, были вкусными, а открытки — очень красивые. Приезжайте еще! Клэм». Так, может, для этого «спасибо» Айрин и вела свои записи?

Oльга PEЗЮКОВА



Читайте также: