Позволь себе оторваться от земли!

И ТОГДА АНГЕЛЫ СТАНУТ БЛИЖЕ

_9140a544fa8f478d7bb1e5ec8c60a3e3Нет, наверное, такого чебоксарца, который ни разу не видел в небе над городом парашют с моторчиком. Летающий на нем уже много лет Валерий Тимофеев, «приручивший» не только воздушные потоки, но и сложную фототехнику, издал фотоальбом «Чебоксары с небес».
– Валерий, что для вас воздушная фотография?
– Иногда приходится слышать, что в воздушной фотографии, как в топографической карте, нет художественной ценности. Что в эпоху цифровых технологий фотография вообще перестала быть уделом избранных – любой человек может запечатлеть объекты технически безупречно. И что выложенной в Интернет съемки из космоса вполне достаточно. Но я убежден, что в воздушной фотографии есть особенное, не передаваемое словами ощущение безграничного пространства, завораживающее чувство свободного полета. И что снимки, сделанные с небес, особые: таким видит наш мир Творец.
Человек сначала строил пещеры, землянки, дома. Потом создавал деревни, поселения, города и государства. Считал и считает, что творит на благо своих детей и внуков. В этой работе уподобляясь Творцу, который владеет умением как созидать, так и разрушать. Результат своих творений и свой образ человек всегда стремился запечатлеть в памяти будущих поколений – на живописных полотнах и в литературных произведениях. Сейчас оставить себя и свои творения в истории стало проще, используя современные технологии фото и видео. Мы фотографируем жен, детей, дома, собак, кошек и нашу среду обитания – территорию, где мы живем.

верстка2.indd

Полезно было бы посмотреть на развитие российских городов с начала двадцатого века – века развития авиации. Но в период «железного занавеса» были засекречены и запрещены съемки городов и районов нашей Родины с высоких точек и многих ракурсов, а тем более воздушная съемка. Кто в этом виноват?
Вы, наверное, слышали такое высказывание: «У каждого есть ангел-хранитель». Когда человек просит помощи, ангел ему помогает, но он отправляет помощь туда, где человек рожден. А если человек оттуда уже уехал? Через воздушную фотографию своего родного края каждый может связаться со своим ангелом: «Здесь родился, сюда ходил в школу, тут похоронены мои предки, в этой реке я научился плавать…» Для меня воздушная фотография – это связь с ангелом и возможность путешествий во времени и пространстве.
– Как меняется с годами отношение к воздушной съемке?

верстка.indd

– Однообразные панорамные картинки: дороги, промышленные территории, крыши домов, поля и реки, – снисходительно роняет примерно треть чиновников и менеджеров от бизнеса (в том числе и строительного), бегло пролистав фотоальбом «Чебоксары с небес». Нам это не нужно, нам это не интересно, говорят они. Возможно, это некая приземленность, «невосприятие» высоты и воздушного пространства. А может быть, следствие падения интереса к авиации. В 80-90-х годах, когда были очереди за едой, желающих научиться летать было много: до сотни претендентов на двадцать учебных мест в Чебоксарском аэроклубе. Сегодня, чтобы прыгнуть с парашютом, туда приходит «четыре с половиной человека». А ведь Чувашию когда-то называли «кузницей кадров авиации и космонавтики». Среди наших земляков три космонавта, двадцать пять летчиков – Героев Советского Союза!

верстка3.indd

Падение интереса к авиации я вижу не только в Чувашии. Вспоминается случай: в августе 2010 года губернатор Ульяновской области Сергей Морозов пригласил меня для проведения воздушной съемки старинных дворянских усадеб в селах Языково, Кезьмино, Новый Дол, Тереньга, чтобы привлечь инвестиции для развития сельских поселений. На рассвете у старинной усадьбы Новый Дол (в настоящее время там располагается детский дом), выбрав площадку для взлета возле дороги, я разложил свой мотопараплан и стал готовиться. Подошел молодой парень лет двадцати трех, одетый в шорты и футболку, обутый в сланцы, в волосах солома. Спросил, где он находится и как дойти до ближайшего населенного пункта. Посмотрев по карте, мы выяснили, что до нужной ему деревеньки не меньше пятнадцати километров. «Эх, вчера всю ночь бухали, потом поехали кататься, ребята бросили, вот оказался здесь, переночевал в стогу, иду домой, дайте водички попить». Получив бутылку минералки, пошел по дороге, шаркая сланцами.

залив1.indd

Минуты через три я взлетел, увидел, как он секунды две смотрел вверх, а потом, опустив голову, поплелся в свою деревню. Тень от моего купола скользила возле него, затем начала уменьшаться. Я набирал высоту: 10, 20, 30, 50 метров – я лечу! В душе зазвучала музыка от панорамного вида классического российского пейзажа: лучи солнца осветили утренний туман над рекой; возле реки пасутся лошади; запах свежескошенной травы; два прудика, небольшой лесок и старинная дворянская усадьба возле него. Ах, подумалось мне, какая красота! И как жалко того парня, который не видит и не ценит этого! Как жаль, что он не может оторваться от земли!
Ну ладно, у молодого пацана не сформировались жизненные ценности. Но я не понимаю людей от бизнеса и чиновников. В настоящее время существует архиважная проблема возрождения сёл и развития жилищно-коммунального хозяйства городов в Чувашии, необходимо привлекать инвестиции. Перефразируя известный слоган «Реклама – двигатель торговли», можно утверждать: демонстрация инвестиционной привлекательности – это двигатель инвестиций! Во всем мире самым эффективным двигателем инвестиций является результат воздушной и наземной фото- и видео-съемки, максимально представляющий природный ландшафт, окружающую инфраструктуру. Причем исследование территории – среды обитания человека – напрямую связано с его отношением к этой среде. С тем, насколько человек культурен, настолько он и живет в гармонии с окружающим его миром.
– Какие планы на будущее?
– Хочу реализовать свой план: произвести художественную и документальную воздушную съемку всех городов и населенных пунктов Чувашской Республики. И тем самым продолжить дело первого летчика Чувашии Ивана Скворцова, благодаря которому мы уже в 1926 году имели фотографии города Чебоксары.

верстка3.indd



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.