Прописка на улице Чувашской

Одну из самых страшных природных катастроф прошлого века вспоминали на днях в Чувашии. Двадцать лет назад буквально за несколько секунд землетрясение стерло с лица земли армянский город Спитак и 58 поселков вокруг него. Погибло около 25 тысяч человек. Несчастье в Армении стало бедой для всего Советского Союза. Одними из первых, кто выехал туда для участия в восстановительных работах, были чувашские строители.
С благодарностью говорили об оказанной помощи представители армянской общины в Чувашии, которые собрались на митинг памяти жертв трагедии. Лучшим строителям республики, которые трудились в те годы, восстанавливая города, были вручены почетные грамоты и сувениры, выполненные из природного армянского камня.
Многих из пришедших на митинг беда коснулась лично. И во время встречи каждый мог зажечь свою поминальную свечу. Авагу Ханеданяну, ныне проживающему в Чебоксарах, было тогда пятнадцать лет:
— В 11.40, когда земля содрогнулась, я был в школе. Мы не знали, куда бежать, что делать. Все вокруг было разрушено, много погибших. По счастливой случайности близкие мои родственники спаслись. И мы все вместе ютились в доме деда, пока не приехали ваши строители.
Акоп Погосян, глава общины, тоже не может без дрожи в голосе вспоминать произошедшее:
— Я вылетел в Спитак в тот же день, когда случилось это несчастье, но вечером вернулся обратно. Потому что боялся с ума сойти, столько там было горя и ужаса. Ни единого целого дома в городе. Земля расходилась на целые метры и снова сходилась, поглощая дома. Так многие здания за секунды полностью ушли под землю вместе со всеми, кто в них жил. Выдержать такую концентрацию человеческого несчастья было непросто. Я уехал, но люди продолжали там жить и работать, в том числе и из Чувашии.
Испытанием на мужество и профессионализм стала работа в Армении для строителей из нашей республики.
— Седьмого декабря, в субботу, произошло землетрясение, — рассказывает гендиректор ООО «Монолитстрой» Алексей Палькин, — а в понедельник мы уже знали, что отправимся в Армению. Тогда наша организация считалась еще молодой, ей едва только год исполнился. Но было не до долгих раздумий, раз случилась такая беда. Тем более что в те годы мы были единственные в России, кто занимался монолитостроением. Параллельно институт «Чувашгражданпроект» в срочном порядке разрабатывал проекты сейсмоустойчивых домов для Армении, ведь традиционные разработки в особых условиях не годились. Всего на строительство выехало около двухсот человек, которые работали вахтовым методом. Приходилось постоянно менять треть состава, поскольку психологическая нагрузка была огромная. Когда приехал на место трагедии в феврале, я понял, что такое апокалипсис. Испытал настоящий шок. Гробы, гробы, гробы повсюду на стадионе, где собирали останки погибших, чтобы их могли опознать и похоронить родственники.
Условия для жизни и работы поначалу приближались к экстремальным. «Как на обратной стороне луны, — заметил Алексей Михайлович. — Не было даже электричества». Но очень быстро, несмотря на трудности, строители из Чувашии наладили не только процесс возведения домов, но и производство бетонных блоков, в том числе и по сейсмотехнологиям.
— Мы стали примером для многих других регионов, — продолжает рассказ Алексей Палькин. — Помню, я только приехал на место будущей стройки, как нам неожиданно сказали, мол, завтра на вашем объекте будет председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков и вместе с ним, конечно, представители прессы, телевидения, радио. А нам вот только выделили площадку, и смотреть, собственно, не на что. Но не ударить же в грязь лицом. За ночь мы собрали оснастку — это опалубка, которая позволяет сформировать плиту для фундамента. Нам удалось очень многое, потому что мы подбирали людей, преданных делу, добросовестных, умеющих налаживать отношения. Мы проработали там полтора года, и большую часть времени вплотную с армянскими коллегами. Потом, увы, начались политические игры, в том числе и вооруженные конфликты с соседней суверенной республикой Азербайджан. Работать стало опасно. Но, честно говоря, мне было не стыдно уезжать, потому что мы оставили там мощный производственный комплекс, современный бетонный завод. Я же увез оттуда чувство, что приобрел хороших друзей, которые будут мне всегда рады.
— Да, очень интересно было бы узнать, как живет сейчас Гюмри, бывший Ленинакан, который мы восстанавливали, — продолжает тему гендиректор ЗАО «Строительная компания «Тус» Николай Угаслов. Тогда он был начальником строительно-монтажного поезда «Армения – Чувашия». — Мы плечом к плечу работали вместе с армянскими строителями, многому научились у них, и они у нас учились. Без такого взаимопонимания и уважения, что сложились, ничего бы не достигли. За три года мы выстроили семь жилых домов и начали еще 4 здания, которые армянские коллеги завершали уже без нас.
Так что не приходится удивляться тому, что первая улица Ленинакана называется Чувашской. Аваг Ханеданян с гордостью говорит о том, что его первая прописка в паспорте как раз на ней, в доме № 1. Еще ближе с гостеприимной Чувашией он познакомился в девяносто четвертом году, когда принял решение переехать сюда. Здесь получил второе высшее образование и сейчас тоже занимается строительством.
— Наверно, сама судьба, — считает Аваг, — привела на землю Армении строителей из Чувашии. Они дали крышу над головой десяткам семей. И, пожалуй, благодаря им я теперь занимаюсь самой созидательной профессией на земле — строительством.
В эти же дни в память жертв землетрясения в спорткомплексе ЧГУ был организован турнир по мини-футболу, в котором участвовали команды из Саратова, Йошкар-Олы, Чебоксар и Казани.

Опубликовано: 10 декабря 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.