Пестициды второй свежести

Опасное наследство досталось нам от распавшихся колхозов и совхозов – бесхозная «химия». Вещества, уничтожающие сорняки, вредных насекомых и грызунов, одним словом, пестициды, оказались никому не нужными вместе со складами, в которых хранились.
Нельзя сказать, что на федеральном уровне в упор не видели проблему с залежами химикатов, но как-то так получалось, что средства на их утилизацию не выделялись. В нашей республике три года назад провели инвентаризацию складов, которых оказалось 240, были среди них и бесхозные. Практически все они находились в аварийном состоянии – многие без дверей, с полуразобранными крышами и обрушенными стенами. Этого и следовало ожидать. Не каждый из сограждан может равнодушно пройти мимо «ничейного» сооружения, стоящего в чистом поле. Один замок сорвет, интересно же, что внутри. Другой немножко дуста наберет – в хозяйстве пригодится. А третий на дверь или на кусок шифера позарится. Потому-то часть из обнаруженных на складах пестицидов пребывала в разорванных мешках, химикаты были перемешаны.
Острых отравлений бесхозными пестицидами в республике, кажется, не регистрировалось. Но эти вещества очень коварны. У людей, не соблюдающих осторожность в обращении с ними, могут появиться хронические недуги. Пестициды, относящиеся к первому классу: ДДТ (одна из разновидностей дуста), ртутьсодержащие особенно коварны. Они имеют свойство накапливаться в живых организмах, вызывая гормональные и прочие изменения. Ученые полагают, что сокол сапсан полностью исчез на востоке США потому, что там применяли ДДТ. Хотя зачем далеко ходить за примерами? В конце 60-х годов в Чувашии так «замечательно» обработали этим препаратом Заволжье от долгоносика, что там даже воробьев долгое время не было, не говоря уж о других пернатых. В свое время республиканская ветеринарная служба завезла в Чебоксарский район аж 35 тонн ДДТ из Татарстана, сообщил представитель Россельхознадзора по Чувашии на проходившем недавно в Чебоксарах семинаре-совещании по ликвидации запасов запрещенных к применению или пришедших в негодность пестицидов. Кого именно собирались травить наши славные ветеринары, так и осталось неизвестным. А дуст до сих пор лежит на территории ООО «Завод ЛИТ» в Кугесях. Нечаянное «наследство», как выяснил корреспондент «СЧ», досталось малому предприятию вместе с тремя зданиями и землей, купленными у обанкротившегося МУП «Ветсанотряд». Пока бесхозный ДДТ, надежно упакованный в металлические емкости, ожидает утилизации, которая обойдется примерно в 1,2 млн. руб. Дорого стоит уничтожение пестицидов. Хорошо, хоть с «ЛИТа», который не имеет к дусту никакого отношения, не требуют этих денег, не разоряют его.
Проблема утилизации залежавшихся пестицидов пока в стране не решена. Но, видимо, будет решаться. На предстоящие три года федеральный бюджет предусмотрел средства на осуществление мероприятий по ликвидации бесхозных, пришедших в негодность или запрещенных пестицидов и агрохимикатов. Впрочем, в регионах эта работа уже началась. О ее успехах и трудностях на упомянутом семинаре-совещании рассказывали представители территориальных управлений Россельхознадзора из Приволжского федерального округа, а также московский гость – начальник Управления земельного контроля Россельхознадзора В. Попович.
На территории нашей республики хранится около 170 тонн вредных запасов. В прошлом году в рамках республиканской целевой программы, направленной на экологическую безопасность, было выделено 1251,6 тыс. руб., на которые удалось собрать и вывезти в Красный Бор (полигон по утилизации химических веществ в Ленинградской области) более 31 тонны пестицидов из Моргаушского, Ядринского, Комсомольского и Козловского районов. Остается, как видим, в 5,5 раза больше. Ответственность за экологическую безопасность районов возложена на их руководство. Вредоносные запасы можно уничтожать только в специальных местах. До недавнего времени работал полигон в Нижнем Новгороде, но его прикрыли. Мы не успели им воспользоваться, и теперь приходится возить опасный груз до Питера. Поговаривают, что и там возникают проблемы. Но когда на совещании представитель республиканского Россельхознадзора пожаловался, что на просьбы сжигать небольшими партиями контрафактные пестициды, изымаемые у рыночных торговцев, новочебоксарский «Химпром» ответил отказом, в зале зашушукались: «А можно ли сжигать их в такой близости от населенных пунктов? Не появятся ли при горении токсичные вещества?»
Так что пока хорошо хотя бы собрать в каждом районе остатки пестицидов двадцатилетней давности под одной крышей. В Урмарском районе вся вредная «химия», которой набралось 8-9 тонн, месяца два-три назад свезена на один централизованный склад. И в Цивильском районе, где осталось примерно 7 тонн ненужных пестицидов, еще в 2003 году создано такое хранилище. Теперь все упирается в финансы, без которых химикаты будут лежать и дальше, по-прежнему угрожая экологической безопасности.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Один Ответ

  1. после развода муж выгоняет из дома с двумя детьми. Обе девочки. старшей 16 лет а младшей всего 3,5 годика. Алименты платить не собирается. Он частный предприниматель. Дошло до того что вчера свекровь спрятала всю посуду… включая даже ложки плстмасовые. Это не так страшно , страшно то что она стала красть из комнаты у меня деньги и вещи. Свекровь все время бегает по бабкам, что то все время делает. дома не выносимая обстановка. иногда бывший муж(развелась) делает неоднозначные выподки в мою сторону. Домагается. Пока не руками (т.е. не лезет) а словами. не могу угоманить его и ее мать. На днях старшая дочь рассказала мне прикольную ситацию. Его отец дал наконец то ей 1000 руб с процентами . он никогда ни рубля не тартил на детей, т.к. не зарабатывал столько. Но после развода я перестала давать ему денег и ему приходиться самому зарабатывать. Как же девочка 11 класса должна сама заработать. Помогуите…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.