Художники увлеклись фотопечатью

Следуя примеру писателей, успешно осваивают издательское дело по совместительству и художники. В серии о творчестве именитых мастеров кисти вышел из печати пятый альбом. Посвящен он творчеству народного художника Чувашии Владимира Агеева.
А открыл серию четыре года назад Юрий Ювенальев, издав альбом «Пейзажи деревни Аслы-Ялы». 126 репродукций — и все об одной родной деревне, что в Канашском районе. Таким обобщением пройденного, видимо, решил встретить свое 55-летие. Дорогое вышло удовольствие. Почти 300 тыс. рублей потребовалось. Пришлось продать гараж, полученный за работу у одного богатенького предпринимателя. Это при том, что вся допечатная подготовка была выполнена дома. Сын Сергей освоил фотосъемку картин, обработку репродукций на компьютере, верстку издания. Работа тонкая. Чуть ранее свой альбом издал другой мастер. Художники сразу заметили: цветопередача в нем оставляет желать лучшего. Альбом Ю. Ювенальева на Московской книжной ярмарке 2004 года вошел в число лучших по полиграфическому исполнению, на ярмарке Франкфурта-на-Майне получил диплом.
Ну а самое главное — коллеги оценили. И вдохновились последовать примеру. Так родились альбомы Юрия Матросова, Анатолия Данилова, Владимира Нагорнова. За ценой, сказали, не постоим. Художники — народ работящий, поднатужились, поднапряглись. А каждое издание — это, считай, новенькая «Шевроле-Нива». Растут, однако, типографские тарифы. Ладно хоть дизайнер свой — все альбомы готовил к печати Ювенальев-младший. И то экономия.  Поработать над одним из альбомов пригласили московского специалиста. Тот посмотрел продукцию и сказал: «Мне тут делать нечего».
Пятый, агеевский альбом принес открытие: оказывается, труд художников и меценатства достоин. Однажды в выставочном зале Ю. Ювенальев разговорился с Михаилом Шурдовым, председателем совета директоров Чебоксарского электроаппаратного завода. Понял, что тот знает толк в живописи. А самое главное — серьезно изучает чувашское искусство, хоть человек и приезжий. И не только ради любопытства. Он из рода сибирских чувашей-переселенцев. «Наш человек», — решил тогда Ю. Ювенальев. И предложил Михаилу Аркадьевичу пройтись по мастерским. У В. Агеева и ударили по рукам: издание пятого альбома ЧЭАЗ берет на себя. «Хорошее дело вы затеяли», — отметил гость.
Невероятным показалось тогда это предложение. От неожиданности, наверное. Теперь инициаторы проекта оценивают его несколько иначе. Ведь так и должно быть. Испокон веков художников поднимали меценаты, создавали для них галереи. Традиция, выходит, возрождается. Правда, наш местный бизнес, похоже, только созревает до понимания того, что и он может и должен оставить свой след в национальной культуре. Речь не только о поддержке художников. Меценатов ждут и пылящиеся в архивах исследования, архитектурные памятники, театральные постановки, парки. Строительство вилл почти закончилось, пора и о вечном задуматься.
Да чем не пример проект тех же художников. Выгоду от него они не имеют. А вот показать творческий потенциал республики теперь везде могут. Без какой-либо выставки. Сейчас ими готовится к печати 400-страничная книга о покойном Алексее Григорьеве, искусствоведе, организаторе и декане худграфа пединститута в 1960-1987 годах. Так решило увековечить имя учителя поколение его учеников. В проекте и альбом «Художники Чувашии», в котором предполагается показать самые видные работы мастеров разных годов. Другой готов в электронном виде — целиком о творчестве Николая Овчинникова. Хоть сегодня в печать запускай. Была надежда, но не удалось найти общий язык с обеими дочерьми, которым досталось наследство народного художника РСФСР. Уже и содержимое его мастерской в Питере. Придется искать другие возможности. Тот же М. Шурдов с инициаторами проекта еще не распрощался. Кто-то другой, может, его примеру последует.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.