Недавно какой-то солидный мужчина, кажется, банкир, успокаивал народ, вещая с экрана телевизора. Дескать, если вы не увлекаетесь биржевыми играми и картошечкой на зиму обеспечены, то и переживать по поводу мирового финансового кризиса сильно не надо. Насчет картошечки московский аналитик попал в самую точку.
Торгуй – не хочу
Не первый год Минсельхоз и Минэкономразвития Чувашии с наступлением осени объявляют о начале сельскохозяйственных ярмарок. Цель этой кампании: обеспечить на зиму отдаленных от полей чебоксарцев и новочебоксарцев картошкой, капустой, луком, морковью и свеклой силами сельхозпредприятий, фермеров, хозяев личных подворий. Их приглашают со своим урожаем в столицу и город-спутник, где прямо на улицах, с машин, на это время разрешена торговля. Теоретически всем хорошо. У сельчан урожай не залеживается, финансовую выгоду они получают, так как торгуют напрямую, без посредников, и денег за место с них никто не требует. И горожане могут запастись дешевыми сельхозпродуктами, не прошедшими через руки перекупщиков, причем подчас возле своего дома.
Нынче в трех районах Чебоксар выделили от 11 до 16 площадок для сельскохозяйственных организаций и частников. В Новочебоксарске таких точек пять. За каждым сельскохозяйственным районом республики закреплено по два куратора – из мэрии Чебоксар или Новочебоксарска и из Минсельхоза. Это чтобы держать связь с районными администрациями (туда загодя разослали письма с просьбой сориентировать крестьян на ярмарочную торговлю) и опекать тех, кто приедет с овощами из районов.
Как выяснилось, очень активно на городских ярмарочных площадках картошкой да моркошкой торгует Чувашпотребсоюз. В администрации Московского района Чебоксар, например, назвали Красночетайское, Сундырское, Моргаушское, Ибресинское, Цивильское райпо, заготсбытбазу Чувашпотребсоюза. А фермеров, говорят, всего двое приезжали. Один из Яльчикского района, Афанасьев, а другой – из Марий Эл. Его фамилию в администрации назвать не смогли, запомнили только, что из Горномарийского района. В небрежности чиновников не упрекнешь, сведения об участниках выездной торговли они нигде фиксировать не обязаны. Сами же торгующие должны предъявить один разрешительный документ – справку из сельской администрации, что являются хозяевами земельного участка, с указанием его площади. Так что никакой бюрократии.
Да, есть у нас фермер Афанасьев, подтвердили в Яльчикской районной администрации. Только он не овощеводством занимается, а зерновыми культурами. Значит, фермер, выступив в роли председателя торгово-закупочного кооператива, продавал не свою капусту и картошку, а собранную у населения. А ведь как ни суди, и райпо, и торгово-закупочные кооперативы – посредники. Узаконенные, не спекулирующие на ценах, не пришлые, а свои родные, но все же посредники. Как же тогда выполнить приказ министра сельского хозяйства республики М. Игнатьева в части «обеспечения жителей гг. Чебоксары и Новочебоксарск качественной сельскохозяйственной продукцией урожая 2008 года по доступным ценам (без посредников)»?
Без посредников не обойтись
Предприниматель Анатолий Белков торгует в Чебоксарах на сельскохозяйственном рынке по улице Николаева. Картошку, капусту, морковь, свеклу он берет на реализацию у родственников, односельчан, знакомых фермеров из Вурнарского, Яльчикского, Батыревского районов, а репчатый лук привозит из Волгограда и Саратова. «Вот эту картошку сам с помощниками вчера выкапывал, – показывает продавец на аккуратно упакованный в объемистые сетки «второй хлеб». – Потом грузили, тоже сами. Дождик, торопимся, перемазались все, устали. Так что в процессе производства я тоже участвую». Своими руками выращивать урожай, а потом лично заниматься выездной торговлей не всегда выгодно, считает мой собеседник. Тут все зависит от масштабов. У мелкого фермера или владельца личного подсобного хозяйства зачастую транспортная проблема. На «Жигулях» много не привезешь, а с трактором на городские проспекты не пустят. Так что придется нанимать грузовую машину. Крупному производителю тоже неинтересно держать человека на торговой точке, когда вокруг полей хороводом ходят оптовики с одной-единственной «песней»: «Продай, продай». В день прямо с поля можно реализовать не менее 8 тонн той же картошки. А на городской ярмарке в лучшем случае разойдется 3-4 тонны. «Вот если сельхозпроизводитель окажется не мелким и не крупным, а «середнячком», да непременно с коммерческими задатками, тогда ему, пожалуй, выгодно лично продавать свой урожай в городе», – заключает предприниматель.
«Теорема» Белкова оказалась легко доказуемой. В Яльчикском районе посоветовали связаться с известным в округе фермером Николаем Гладковым, который уже не первый год выигрывает тендеры на поставку картофеля в воинские части Приволжско-Уральского военного округа. «Все правильно, – подтвердил Николай Григорьевич, – довозим урожай до Канаша, там грузим в заранее арендованные вагоны и отправляем по назначению. Вот и все хлопоты». Жаль, конечно, что нынче фермер в отличие от прошлых лет прогадал с ценой. Картошечка у него уходит по 6,5 за килограмм, в то время как на местных сельскохозяйственных ярмарках ее берут по 8, а иногда и по 9 рублей. «Ничего не поделаешь – рынок. Убытки вас интересуют? О них и речи быть не может.
А упущенная выгода, она, конечно, есть», – оптимистично настроен яльчикский фермер, кажется, не собирающийся в будущем менять покупателя.
В отличие от него владелец личного подсобного хозяйства, продававший клубни на рынке по улице Афанасьева, был так расстроен, что категорически потребовал не упоминать в печати ни его фамилии, ни адреса: «А то в деревне соседи узнают – засмеют. Скажут, торговать ездил и с полной же машиной вернулся. С утра всего мешка три продали. Лучше бы в поле вышли капусту убирать». Беседовали мы в пятницу, а в будние дни торговля на ярмарочных площадках не столь активна, как в выходные. Поэтому оставалась надежда, что на следующий день настроение у продавца изменится.
В этой связи понятна позиция многих районных чиновников, весьма деликатно извещающих сельчан о городских ярмарках. Вот И. Минетуллин, заместитель начальника управления сельского хозяйства администрации Комсомольского района, в прошлом году настойчиво рекомендовал нескольким хозяевам личных подворий отвезти урожай в Чебоксары. Те послушались, а выгоды не получили. Обиделись люди. Может, действительно лучше ориентировать на города сельхозпроизводителей из соседних районов, а не из дальних? Тогда хоть транспортные издержки окажутся не такими большими. А то ведь от Комсомольского до Чебоксар 105 километров, да назад столько же.
Вся надежда – на кооперацию
В республиканском Минсельхозе расцвет торговли сельскохозяйственными продуктами местного производства связывают с заготовительными, или потребительскими, кооперативами. Напомним их суть. Деревенские жители, имеющие личные подсобные или фермерские хозяйства, образуют кооператив. Государство всячески помогает ему развиваться, субсидируя проценты за кредит на покупку сельскохозяйственной техники, транспорта, семян, племенного скота. Тогда у членов кооператива появится возможность и в поле или на ферме работать, и выращенное самим, без посредников реализовывать, считают чиновники. «Такое кооперативное движение не подразумевает накрутку цен, потому что в федеральном законе о сельскохозяйственной кооперации заложено противоядие на спекулятивную деятельность потребительских кооперативов», – пояснил начальник отдела регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза О. Васильев. Есть вероятность, что в условиях мирового кризиса, поражающего в первую очередь промышленность, и за рубежом, и тем более у нас начнет интенсивно развиваться сельское хозяйство. А вот насчет дешевых кредитов да субсидирования процентных ставок в кризисное время есть сомнения…
Ну а самим покупателям все равно, кто будет снабжать их дарами полей, лишь бы товар был недорогой да качественный. «Хорошие вы мои, – по-свойски обнимает предпринимателя Белкова и фермершу Белову, торгующих рядом, председатель чебоксарского клуба ветеранов «Огонек» Елена Лаврентьевна. – Только у вас овощи покупаем, потому что цена нормальная. Спасибо от всех жителей микрорайона». И обращается ко мне: «А с транспортом здесь плохо, обязательно об этом напишите». «Вот именно, – окружают меня торговцы, услышав, о чем зашла речь. – Приглашают нас торговать, а о покупателях не позаботились. Ни автобусы с троллейбусами, ни маршрутки сюда, на рынок по улице Николаева, не ходят. Кому это выгодно?»