Десять-пятнадцать лет назад кто б мог представить, что из небольшой чувашской деревни по телефону-автомату можно будет позвонить во Владивосток или Прагу. Теперь это легко: в рамках федеральной программы по внедрению универсальной услуги связи во всех деревнях и селах страны появились современные таксофоны под красными колпачками-кабинками. И в Чувашии тоже: за два года связисты установили на сельских улицах 1745 таксофонов.
Все бы хорошо, да вот сама услуга пришлась немного не ко времени. По мнению экспертов, с сельскими таксофонами в стране опоздали как раз на 10-15 лет. При нынешнем уровне сотовой связи, утверждали они, перед таксофоном у сельского магазина вряд ли выстроится очередь желающих позвонить.
Трубки в пыли
Так ли это, корреспонденты «СЧ» решили выяснить, проехав по деревням и селам. Прогноз отчасти оправдался – очередей нигде не было. В некоторых деревнях народная тропа к таксофонам заросла бурьяном. Сами автоматы покрылись слоем пыли – давненько, видать, не касалась их рука человека. Жительница деревни Шинерпоси Чебоксарского района Галина Иванова рассказала, что таксофон у них установили полтора года назад, прямо напротив ее дома. И за это время она ни разу не видела, чтобы кто-то им пользовался. Не наблюдал звонящих граждан и директор Ачакской школы Ядринского района Владимир Егоров. «Нашей деревне, – говорит он, – таксофон особо и не нужен был: почти у всех дома есть стационарные телефоны».
Впрочем, нашлись другие мнения. Мария Романова из аликовской деревни Чувашская Сорма призналась, что таксофон ее несколько раз выручал – когда кончались деньги на мобильнике. «И другие жители нашей деревни им пользуются, – сообщила она. – В основном пенсионеры, молодежь больше к сотовым привыкла». Регулярно и по долгу службы использует таксофон инспектор ПДН Чебоксарского района Светлана Григорьева. «Когда выезжаю в деревню, звоню с него дежурному, сообщаю об оперативной обстановке, – рассказала она. – Коллеги этот сервис тоже взяли на вооружение».
Обратная связь
В целом бесплатные звонки на 01, 02, 03, 04 оказались у народа самыми популярными. По данным «ВолгаТелекома», только во втором квартале нынешнего года по «экстренным номерам» с сельских таксофонов было зафиксировано около 40 тысяч звонков. Дальше, уже не уточняя конкретных цифр, связисты сообщают что «в равной пропорции» отмечались внутризоновые (по республике) и междугородные звонки. Были зафиксированы даже международные звонки. И входящие – по универсальному таксофону можно не только звонить, но и принимать вызовы.
Другой вопрос – все ли знают о столь богатых возможностях? Связисты вопросом были удивлены – какие проблемы? Во-первых, на каждом таксофоне есть табличка с краткой инструкцией. Во-вторых, при установке таксофонов народу объясняли, как ими пользоваться, писали об этом в газетах. Но то ли не так объяснили, то ли «ученики» оказались невнимательными к устному и печатному слову. Вопрос о потенциальных способностях таксофонов мы задали двум десяткам сельских жителей. И больше половины из них (в том числе начальник сельского отделения связи и глава администрации поселения) с удивлением узнали от автора этих строк, что их таксофоны могут работать и на прием звонков.
А действительно, могут ли? Для проверки мы провели эксперимент с коллегой, выехавшим в командировку в район. Добравшись до телефонной будки, он sms-кой скинул написанный на таксофоне «персональный» одиннадцатизначный номер. Набрали цифры, все сработало. И слышимость была замечательная – как будто звонили из соседних кабинетов.
Карта вне зоны доступа
С «дедушкой» таксофона – телефоном-автоматом было просто: бросил монетку – звони. Сейчас для звонков нужна карта универсальной услуги связи. А ее не на всякой сельской почте купишь. Даже в Чебоксарах и то не всем повезет.
…Не повезло Людмиле Ермолаевой, приехавшей в отпуск из Москвы в Моргаушский район. Чтобы звонить из деревни московской родне на домашний телефон, она решила обзавестись таксофонной картой. За ней поехала в город – как сама говорит, для надежности. Но в Чебоксарах гостье (а затем и ее сестре) продали совсем другую карту оплаты – для домашних телефонов и Интернета. «То ли в отделениях связи не знают, чем торгуют, то ли действуют по принципу «лишь бы продать», – пишет в редакцию обиженная Людмила. И заодно предлагает организовать торговлю таксофонными картами в сельских магазинах. Они-то в отличие от почты есть в каждой деревне – не надо будет ехать за карточкой ни в город, ни в соседнее село…
Нет защиты от вандалов
Были насчет таксофонов и житейские опасения – не пострадает ли новая техника от хулиганских намерений. В свое время разработчики таксофонов гордо заявляли об их антивандальной защите. Но наш народ умудрился справиться и с ней.
Как сообщают в «ВолгаТелекоме», в Красноармейском и Чебоксарском районах имели место «попытка поджога и механическое повреждение корпуса таксофона и телефонной трубки». В итоге безнадежно испорченные автоматы пришлось заменять на резервные. А один таксофон, между прочим, стоит 19 тысяч рублей.
В целом таксофонизация глубинки и российской казне, и бюджету телефонных компаний влетела в копеечку. Немалые деньги потрачены на модернизацию оборудования, реконструкцию узлов связи, прокладку кабельных линий (в Чувашии, в частности, «под таксофоны» проложено более 2500 км линий связи). Увы, при нынешней «популярности» сельских уличных телефонов затраты вряд ли окупятся.
С одной стороны, таксофонный сервис в деревню, конечно, запоздал. С другой – плохо ли, что теперь сельчане имеют выбор: хочешь, звони по мобильнику, хочешь – по таксофону. Другое дело, что порой и хочет человек, но не может. Из-за мелочей, казалось бы, – из-за того, что не знает всех возможностей таксофона, что нет у него под рукой карты оплаты….
В тему
Попытки наладить связь в деревнях без телефонов в республике предпринимали и прежде. В 2005 году более полусотни сельских ветеранов Великой Отечественной войны получили в подарок сотовые телефоны. А еще раньше, осенью 2003 года, старостам 28 нетелефонизированных деревень вручили мобильники коллективного доступа. Для начала две сотовых компании положили на каждый счет по 10 долларов. Дальше, как предполагалось, сельчане должны были пополнять баланс вскладчину.
Одним из первых новенький телефон из рук главы республики получил староста деревни Малое Теняково Чебоксарского района Герман Матвеев. И под прицелом теле- и фотокамер сделал первый звонок, осторожно нажимая на миниатюрные кнопочки.
Президентским мобильником Герман Матвеевич иногда пользуется и сейчас. Правда, баланс пополняет за свой счет. Поначалу народ приносил старосте за звонки по 5, по 10 рублей. Но потом интерес к «общему» телефону иссяк – почти у всех появились собственные мобильники.
Оказывается, не только на печатных страницах «СЧ» присутсвует цензура «как бы чего не вышло». Оставила свой коммент на статью, а через час он исчез. Цензурные ножницы и здесь «неформат» вырезали.Кстати, в комменте не было нецензурных выражений в прямом смысле этого слова, не было и антиконституционных призывов. Печально. А вроде солидной газетой считаетесь.
О каком уважении к читателям (в том числе интернет-пользователям) после этого можно говорить?
Оса, к сожалению, в последнее время приходит очень много спама, и Ваш комментарий был удален случайно. Если это возможно, повторите, пожалуйста, Вашу мысль еще раз. Мы хотели бы опубликовать ее в газете.