Перед театральным отпуском, в последние дни июня, Чувашский государственный институт культуры и искусств представлял будущих артистов. Дипломные спектакли выпускников актерского факультета, второго набора художественного руководителя Чувашского драматического театра им. К.В. Иванова профессора Валерия Яковлева, проходили на учебной сцене института и театров, в которых выпускникам предстоит работать.
Выпускников 13. Из них семеро – это чувашская группа и шестеро – русская.
В. Яковлев назвал это «гитисовской» традицией, когда в одном потоке могли заниматься студенты многих национальностей. Правда, когда пришло время готовить дипломные спектакли, русские отдельно, чувашские отдельно, пьесы для разделившегося курса найти было нелегко. В результате к постановке были взяты сказка «Дикий» по «Гадкому утенку» Андерсена, «Свадьба» по рассказам Зощенко (в двух вариантах – русском и чувашском), мелодрама Л. Сачковой о современной молодежи «Единственная моя» и малоизвестная драма Ибсена «Маленький Эйолф». Самый большой всплеск зрительских эмоций выпал на мелодраму, которую режиссер и актеры разыграли на фоне декораций Чебоксарского залива.
Оба вечера зал Чувашской драмы просто ломился от желающих увидеть историю любви Ани и Жени в исполнении Оксаны Драгуновой и Сергея Павлова. Сюжет о студенческой любви позволил показать, как новоиспеченные артисты хорошо двигаются, как они свежи, напористы и органичны. Однако глубины игры в пьесе больше похожей на телевизионные сериалы ожидать было трудно. Впрочем, постановка режиссера Наталии Сергеевой под руководством Валерия Яковлева, похоже, может стать кассовым спектаклем. По крайней мере, известно, что она займет свое прочное место в репертуаре.
А вот с «Маленьким Эйолфом» на сцене Русской драмы все сложнее. Скорее всего, в репертуар ее взять здесь не решатся. Ибсеновская мистерия, разыгранная в духе реалистического театра, не поддалась волнующимся выпускникам. Так и осталась эта история про мальчика, пошедшего за старухой-крысоловкой, а также про нравственные метания его родителей, тайной за семью печатями. Член приемной комиссии, худрук Орловского академического театра им. И.С. Тургенева, режиссер Борис Голубицкий отнес это к трудностям выбора драматургии для дипломных постановок и современного процесса обучения актеров вообще. «Я сам тоже преподаю, – поделился с «СЧ» Б. Голубицкий, – у меня курс в Орловском филиале Санкт-Петербургской академии театрального искусства. И я хорошо вижу, как меняются студенты с каждым набором. Вот и по этому курсу видно, какие сегодня существуют проблемы в театральном образовании. Ребят хорошо учили. Но их желания не всегда совпадают с теми реальностями, которые на сегодняшний день существуют в театре. Театр сейчас не является тем властителем дум, каким он был 30 лет назад. Но они в него пришли, и теперь важно как сложится их судьба. Если за чувашскую группу я относительно спокоен, руководитель курса все же худрук чувашского театра, и он может оставить их у себя. То судьба русской группы более проблематична. Все ли они останутся здесь? Весь репертуар дипломников, который я посмотрел – рискованный для студентов. Современная пьеса была, мягко говоря, не высокого качества, а учиться все-таки лучше на хорошей драматургии. С другой стороны Зощенко, Ибсен, а это очень трудный материал для молодых. Но это выбор руководителя, ему виднее».
– А ребята хорошие и дай Бог им успешного пути, – резюмировал гость Чебоксар, когда-то поставивший на сцене РДТ по сию пору памятный актерам и зрителям спектакль «Порог». – Может то, что их 13, не будет для них чем-то фатальным, а наоборот, станет хорошим знаком.
Но если одни уже стали актерами, то другие лишь только делают первые шаги в этом направлении. Сейчас в Институте культуры и искусств заканчиваются консультации и экзамены для абитуриентов, выбравших факультет «Исполнительское искусство» и специальность «Актер театра и кино». В этом году студентов набирает художественный руководитель Театра юного зрителя им. М. Сеспеля Станислав Васильев. Три тура уже позади. Не исключено, что будет объявлен дополнительный набор.