Меценаты предпочитают фольклор

Любители кино остались довольны. Международный фестиваль патриотического кино «На Волжском рубеже» стал заметным событием. Зрители могли посмотреть 28 художественных и 13 документальных фильмов. Все, или почти все, кто хотел быть в курсе последних патриотических киновеяний, получили исчерпывающую информацию, попали на просмотры и удостоились автографов знаменитостей.
Однако и это успешное мероприятие в очередной раз показало наши слабые места – неумение направить в позитивное русло ажиотаж на просмотры большого спроса, организовать хотя бы «тонкий» слой вдумчивой публики на серьезных сеансах и, главное, извлечь из яркого мероприятия максимум полезного для всех участников «не отходя от кассы». Яркими иллюстрациями к таким выводам могут служить сутолока на «Медвежью охоту» в «Сеспеле», где явно остались обиженные на небрежную организацию, и почти пустой малый зал ДК тракторостроителей, где собранные в приказном порядке школьники не слишком интересовались отличной документалистикой о композиторе Таривердиеве и солдатских матерях. То есть ни тот, ни другой зал в данном случае не обрели дополнительного престижа, на что всегда и везде во время фестивалей надеются держатели таких помещений. Наши торговые точки тоже не разжились на фестивальной атрибутике, отели – от притока гостей, полиграфисты – на выпуске дополнительных изданий и т.д. Впрочем, этот фестиваль числится под номером один. И у него большие перспективы на привлечение внимания к республике и ее столице. К тому же организаторы сумели подключить к празднику многочисленных спонсоров, которые, может быть, и не покинут этот культурный форпост. А если повезет, и сами обретут дополнительный вес, питая перспективного «ребенка».
В этом отношении вначале всегда легче. Например, при организации первых международных фестивалей в нашем театре оперы и балета спонсоры тоже откликались живо. И хотя доля их средств в общем бюджете фестивалей за последние семь лет почти удвоилась и составила 43%, это, мягко говоря, не тот масштаб. К тому же рост спонсорских поступлений обеспечили предприниматели, имеющие тягу к народному творчеству. К профессиональному, а тем более академическому искусству их пока не тянет. За все годы существования фестивалей в театре оперы и балета стать генеральным спонсором нашей классики пока никто так и не решился.
Разговор о том, что пора бы нашим «перспективным» фестивалям давать определенную отдачу, шел, в частности, на коллегии Минкультуры республики. Там подчеркивалось, что система фестивального движения сегодня охватывает и профессиональное, и народное творчество. Масштаб простирается от районных до международных. Участниками являются звезды уровня Казарновской и самодеятельные артисты самых отдаленных деревень. Хотя два десятка фестивалей, которые у нас проводятся, – цифра весьма и весьма скромная. Мировая тенденция такова, что фестивали сегодня имеют даже самые маленькие города. И все они довольно быстро начинают приносить доход. У нас же происходит обратное.
Об этом, в частности, говорила начальник отдела искусств и образования Минкультуры Альбина Алексеева. Оперный фестиваль им. М. Д. Михайлова проводится у нас 17 лет, балетный – 11. Все эти годы расходы превышают доходы. Причем львиную долю бюджета «съедают» гонорары звездам. Театру в этом смысле не остается ничего. Самое обидное при этом, что затраты не окупаются и в плане зрительского интереса. Заполняемость зала не достигает и 70%. Хотя, по расчетам, затраты можно окупить уже при 80%. Получается замкнутый круг: приглашать дорогих артистов не хватает средств, а на «дешевых» публика идти не хочет. В культурном ведомстве признают, что средства, выделяемые из республиканского и муниципального бюджетов на проведение фестивалей, крайне недостаточны. И это сегодня не позволяет проводить праздники искусства на организационной и творческой высоте. Почувствуйте разницу: расходы на проведение оперного фестиваля могут составить более двух миллионов рублей, а из бюджетов различного уровня на мероприятие выделяется в общей сложности 430 тысяч! Подобное положение было, например, два года назад. При этом любой специалист вам скажет, что фестиваль начинается сегодня как минимум с 5 млн. рублей. Такой системный кризис могут спасти либо вновь народившиеся меценаты, либо виртуозы культурного менеджмента. В их ожидании можно прибегнуть к старой формуле «лучше меньше, да лучше». Что конкретно и предлагает руководитель Чувашской академической симфонической капеллы Морис Яклашкин: не гоняться за количеством и проводить фестивали, например, раз в два года.
Есть свои проблемы и у фестивалей самодеятельного искусства. Любимые народом «Родники России» своей главной цели достигают – активно стимулируют народное творчество. Факт омоложения «личного состава» налицо – количество детей и молодежи, участвующих в фестивалях, растет каждый год. Однако от растущей численности эстрадных форумов пока мало радости – их репертуар приводит знатоков в легкое замешательство и переводит разговор с темы развития и прогресса на тему падения и регресса. Начальник отдела этноконфессиональных отношений и охраны культурного наследия Михаил Краснов тоже за то, чтобы не гоняться за количеством фестивалей, «а то некоторые фестивали больше похожи на концерты».
Большие нарекания вызывает режиссура многих фестивальных начинаний, напрямую определяющая качество затеянного мероприятия. Такой фестиваль мало что дает победителю в плане престижа, а участникам – в плане дальнейшей работы. Впрочем, режиссерская фантазия, а иногда и просто организаторская культура все еще не частые гости даже на традиционных гуляньях вроде Акатуев, которые порой напоминают заурядное «я тебя слепила из того, что было».
Не имеют наши фестивали и единого координационного центра, который мог бы направлять усилия организаторов в нужное русло, а главное, анализировать прошлый опыт. Как говорится, умный не тот, кто не совершает ошибок, а тот, кто на них учится.
На сей момент самыми мудрыми из фестивальных организаторов оказались активисты в нашей епархии. Заведующий отделом катехизации и религиозного образования иерей Владимир (Захаров) признался, что изначально все свои фестивали, и «Рождественскую звезду», и богословские чтения, деятели церкви делали «для себя», то есть проводили их среди верующих и для верующих. И режиссуры поначалу вообще не было никакой. Но когда выступления привлекли большое внимание, пришлось поднимать планку, учиться на своих ошибках. И уже через пять лет епархиальные фестивали вышли за пределы республики, а их нынешний уровень мало-помалу начинает вписываться в фестивальный контекст подобного рода.
Ведь живо лишь то, что развивается.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.