Здесь работают патриоты профессии

Похолодало – время вспомнить про энергетиков. Впрочем, в Чебоксарах они напомнили о себе сами – чуть раньше: начался очередной отопительный сезон и горожане не почувствовали какого-то дискомфорта от понижения температуры. Большую часть столицы республики теплом обеспечивает Чебоксарская ТЭЦ-2 (входит в дивизион «Генерация Урала» компании «Комплексные энергетические системы»). О подготовке к зиме, ответственности и других качествах, присущих энергетикам, мы беседуем с техническим директором станции Сергеем БЕРДНИКОВЫМ, которого, кстати, можно поздравить: сегодня ему исполняется 60 лет.

– Сергей Тимофеевич, синоптики обещают суровую зиму. Как станция подготовилась к отопительному сезону?
– Неделей ранее у нас завершилась проверка, результатом которой стало получение ТЭЦ паспорта готовности к предстоящей зиме. Причем в этом году комиссия как никогда с пристрастием отнеслась к оценке подготовки нами к ОЗП. Проверили все и досконально, тем отраднее отметить, что Чебоксарская ТЭЦ-2 экзамен выдержала успешно.
В рамках подготовки к отопительному сезону проведены все плановые ремонты основного и вспомогательного оборудования. Очень серьезные работы выполнены на двух котлах – заменены по одной ступени конвективного пароперегревателя. На четвертой турбине установлен новый ротор среднего давления, который обошелся недешево – порядка в 40 млн. рублей. Но цель оправдывает средства, все это послужит повышению надежности работы оборудования. Всего же на летнюю ремонтную программу этого года было направлено более 83 млн. рублей.
– Много это или мало?
– Станция моложе не становится. Поэтому, конечно, хотелось бы выделения больших средств, от денег, думаю, вряд ли кто откажется, их всегда и всем не хватает. Но с деньгами, согласитесь, любой все сделает. Мудрость заключается именно в том, чтобы правильно распределить выделенные средства – с меньшими расходами сделать больше. В первую очередь инвестиции направляем на повышение надежности работы оборудования, поддержание на необходимом уровне работоспособности станции.
– Сергей Тимофеевич, помните, года два назад Вы очень переживали по поводу ухода людей со станции? Тяжелый период остался позади?
– Действительно, тогда перед началом отопительного сезона в течение августа–сентября уволилось около 36 человек! Причем не рядовые сотрудники, а настоящие специалисты своего дела: начальники ПТО, химцеха, заместители начальников цехов, начальники смен станций – это люди, которых нужно готовить многие годы.
Благодаря тому что на станции всегда контролируется и ежегодно пересматривается кадровый резерв, мы смогли произвести передвижку своего персонала, а Чебоксарская ТЭЦ-1 оказала помощь своими сотрудниками на рабочие должности, за что им большое спасибо. Укомплектованность аттестованным и обученным персоналом является основным условием получения паспорта к зиме. Мы его выполнили.
– За профессию не обидно?
– Как раз профессию многие из тех, кто ушел с ТЭЦ, не сменили – уехали на Север на новую парогазовую станцию, где платят больше. Условиям работы и проживания, говорят, не позавидуешь – даже спят по очереди на трехъярусных кроватях. Но люди терпят – лишь бы платили. Получается, их перекупают, все то обучение, которое они получили у нас, достается другим. И все равно думаю, что на бывших коллег обижаться не стоит: человек волен уходить туда, где будет получать большее вознаграждение за свой труд. Причем труд далеко не самый легкий.
Хотя, уверен, дело не только в зарплате. Энергетик – «цыганская» профессия. Вот строится новая станция – туда обязательно придут и попросятся на работу. Потому что строительство новых энергообъектов предполагает новые рабочие места, карьерный рост и т.д. Так было и с нашими чебоксарскими ТЭЦ и ГЭС – специалисты ехали со всех уголков бывшего Союза.
– Как Вы оказались в энергетике?
– В школе про электричество знал только то, что бывают гидроэлектростанции на реках. Поскольку в городе, где жил и учился, был летный филиал Сызранского вертолетного училища, то, как и большинство мальчишек, мечтал стать военным. Но старшие братья, которые уже учились на энергетическом факультете Саратовского политехнического института, уговорили пойти по их стопам, позвали к себе: «Выучишься, на электростанции будешь работать!» ГЭС, подумал я, это река, что предполагает природу, грибы и все остальное, – хорошо! Поступил. На первых же занятиях нам на доске нарисовали дымовую трубу и я узнал, что бывают, оказывается, не только гидро-, но и тепловые станции.
– Как получилось, что Чебоксары стали для Вас родным городом?
– В 1978 году на Игумновской ТЭЦ Нижегородской области я возглавлял котельный цех. Как-то приехал в гости к друзьям по институту в Новочебоксарск и сразу понял: это тот город, где мне хочется жить и работать! И Волга, и природа, и обеспечение отличное, и с жильем проблемы можно решить. Везде, если помните, был дефицит товаров. А в городе химиков апельсины и салями на прилавках лежат, в «промтоварах» приодеться можно. Удалось побывать на местных ТЭЦ. Моя-то станция на угле работала, а эти – на мазуте и газе, такими чистенькими показались!
Вот и попросился на Чебоксарскую ТЭЦ-2. Здесь тогда стояла лишь водогрейная котельная, но персонал уже был набран. И мне предложили поработать на Новочебоксарской ТЭЦ-3. Согласился, несмотря на то, что пришлось начинать, можно сказать, заново – с должности начальника смены станции. В энергетике вообще так принято: сначала необходимо освоиться на рабочих должностях, чтобы все до мельчайших деталей знать. И сегодня молодежь приходит с дипломами о высшем образовании, начинают с низов – как и я в свое время: был машинистом-обходчиком. Получится, покажут себя – карьерный рост не заставит ждать.
Так вот, в то время в Новочебоксарске было непросто – осложнилась обстановка с теплоснабжением. Строились ГЭС, жилые кварталы – не хватало теплоэнергии. Полегче стало, когда на станции ввели в эксплуатацию котел и турбину № 5 (1980 г.) и котел и турбину № 6 (1982 г.) – город их ждал с нетерпением. Тогда же случилась авария – обнаружился поврежденный необогреваемый гиб котла и началась эпопея с необходимостью контроля необогреваемых гибов и их замены на всех 4 котлах первой очереди. А это ни много ни мало по 140 тонн металла на каждом котле. Пошли проверки, много основного оборудования было опломбировано инспекцией Гостехнадзора. Потребовалась 100-процентная замена тех самых гибов. Мы попали в число 11 худших ТЭЦ «Главцентрэнерго».
В 1984 году меня назначили главным инженером ТЭЦ-3 – я оказался самым молодым главным инженером электростанции в системе «Главцентрэнерго». Приходилось нелегко, да плюс в этом же году было принято решение о переводе станции на природный газ. Совпал этот процесс с выходом новых правил эксплуатации и безопасности газового хозяйства, так что многое пришлось менять и согласовывать на ходу. Работали сутками и все же успели в сроки, справились. А также заменили все гибы в пределах 4 котлов ТГМ-84, все главные паропроводы, питательные насосы, трубные системы подогревателей высокого давления, маслоохладители, пиковые бойлеры и т.д.
Принятые меры дали второе дыхание станции, стали залогом ее надежной и безаварийной работы. Сделано было все вовремя, так как потом началась перестройка и такой объем работ такими темпами мы вряд ли осилили бы. Сегодня, кстати, к тому возрасту, когда многое нужно менять, подошла и Чебоксарская ТЭЦ-2. Металл тоже устает. Люди справляются, а железо, к сожалению, не выдерживает.
– Как Вы восприняли предложение возглавить ТЭЦ-2 в 1995 году?
– Идти или нет – долго не раздумывал. Конечно, сомнения были. Но коллектив ТЭЦ-2 принял меня хорошо. Здесь работают патриоты своей профессии.
– Никогда не жалели о выбранной профессии?
– Нет, такого не было. Профессия интересная, даже не заметил, как все эти годы пролетели, – все время в работе…
– А семья?
– Жена тоже энергетик. Она с пониманием относится к нашей профессии, знает все ее трудности. Дочь имеет 2 высших образования – медицинское и экономическое, кандидат медицинских наук. Растет внук Ваня, который в этом году пошел в школу.
– Вы строгий руководитель?
– Скажу так: принципиальный. Если наказываю, не обижаются, т.к. понимают – за дело. На таком производстве, как наше, без строгости никак. Ответственность – на первом плане. Поручили, значит, необходимо сделать и доложить о выполнении. Дисциплина, можно сказать, полувоенная. По-другому нельзя. Продукция, производимая нами, имеет отличие – ее нельзя складировать. Необходимо выработать столько, сколько требует в данный момент Системный оператор.
Надежное обеспечение теплом и электричеством наших потребителей зависит от ответственного отношения к своим обязанностям каждого сотрудника станции. Сегодня на оптовом рынке электроэнергии и мощности, когда каждая станция зарабатывает свой кусок хлеба, значительно увеличилась нагрузка и на персонал и на станцию по дополнительной выработке электроэнергии не только в зимние, но и в летние месяцы.
– Помимо работы есть еще какие-то увлечения?
– В молодости нравилась рыбалка. Но с пуском Чебоксарской ГЭС рыба ловилась все хуже и хуже. И когда в 88-м году за Волгой в районе ГЭС дали участок под дачу – сделался садоводом. Мы там даже арбуз и дыню выращивали. Приятно, когда помидоры с огурцами, капуста – со своих грядок. Люблю мастерить: дачу отделал, печку сложил, фигурную лестницу на второй этаж сделал, баню построил – все своими руками.
Нравятся исторические книги. И чисто мужская тема – увлечен историей холодного клинкового оружия разных стран. Много читаю литературы по этой тематике.
– Спасибо, Сергей Тимофеевич, за интересное интервью. С юбилеем Вас! Желаем здоровья и успехов в работе – во благо горожан, ваших потребителей.

Беседовал Н. КОНОВАЛОВ.

Опубликовано: 19 октября 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.