На теплоходе музыка играла…

Послезавтра, 27 сентября, – Всемирный день туризма. Этот международный праздник был учрежден Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году. Но, конечно, туризм зародился в мире гораздо раньше. А среди первых русских туристов историки обычно упоминают княгиню Ольгу, в IX веке посетившую Византию. Повлекло же ее туда, во-первых, «любопытство посмотреть чудеса образованного мира», а во-вторых – престиж, потому что «возвышался тот, кто был в Константинополе». В общем, те же чувства, что и по сей день движут путешественниками.
Спустя века туризм приобрел массовый характер. Комфортно отдохнуть в Российской Федерации образца 1970-90 годов мог каждый, причем за весьма умеренную плату. Одними из самых увлекательных считались речные круизы. К Чувашии был прикреплен теплоход «Николай Гастелло», который с первых туров хорошо заполнялся, и вскоре республике придали второе судно – «Лев Доватор». «Осенью, после уборки урожая в плавучих домах отдыха путешествовали аграрии. Я сам ездил по районам республики, распространял путевки, – вспоминает Петр Иванович ГОРЯЧКОВ, руководитель теплоходных туристических маршрутов на «Николае Гастелло». – А в летнее время путевки раскупали горожане». С 1983 по 1992 годы Горячков проработал в этой должности, так что воспоминаний у
него масса, он их даже записывает для себя и потомков. Предлагаем читателям несколько зарисовок.

ПИТАЛИСЬ ГОВЯДИНОЙ И ОСЕТРИНОЙ

Наши, «чебоксарские» туры выгодно отличались от многих других тем, что руководство республики выделяло квоты на мясо и мясопродукты для питания туристов. Не у всех были такие фонды, и путешественники из других городов зачастую перебивались рыбопродуктами.
Сумма на питание одного туриста была определенная, а вот некоторые нюансы меню мы с директором ресторана обговаривали. Например, после отправления из Астрахани на ужин желательно было подать блюдо из деликатесной рыбы, а на следующий день, на «зеленой» стоянке в Никольском на обед обычно готовили уху из голов осетрины, уха так и называлась – «Никольская». На двухдневных стоянках в Москве и Питере по желанию туристов могли совместить обед с усиленным завтраком или ужин с первым блюдом.

СЛОЖНОСТИ С «АЛКОНАВТАМИ»

Как только отзвучит «Прощание славянки», у меня начинается горячая пора. Пересчитываю туристов и уточняю количество путевок по классам, регистрирую детей, взятых без путевок, составляю заявку на питание для директора ресторана, рассаживаю разнополые каюты… Обычно все это занимает около двух дней. Но был случай, когда дня 3-4 искали одного туриста. По путевкам должно питаться столько-то человек, а фактически выходит на одного меньше. Потерявшийся же турист оказался «алконавтом». Он заперсяв своей одноместной каюте и беспросветно там «квасил». Бортпроводница проявила настойчивость, все-таки «достучавшись» до его голоса. Но он отказался открывать даже вахтенному начальнику, заявив, что откроет только «начальнику маршрута», то есть, получалось мне. Потом из его каюты выгребли целый воз разнокалиберных бутылок. С такими туристами часто случались неприятности.

НИКОЛЬСКОЕ – СТОЛЬНЫЙ ГРАД НЕПТУНА

«Зеленая» стоянка Никольское располагается на левом берегу Волги, а само село на правом. Здесь туристы целый день отдаются купанию, солнечным ваннам, отдыху на природе. К трем причалам порой швартовались по 7-8 теплоходов со всех направлений: московского, ленинградского, пермского. С утра, пока не припекло летнее солнышко, непременно праздник Нептуна. Теплоход за теплоходом поочередно показывают свои представления, а тысячная армия туристов выбирает победителя.
В большинстве случаев побеждали команды москвичей и питерцев. Ведь у них и на репетиции времени было гораздо больше, да и «аксессуарные» возможности шире. Но вот что я заметил: туристы длительных, трехнедельных маршрутов, уже к середине пути исчерпывают потенциал неуемной жизнерадостности и жажды общения, проще говоря, устают от отдыха. И это подспудно ощущалось в театрализованных представлениях, показанных туристами московских и питерских направлений.

В ПОГОНЕ ЗА ВРЕМЕНЕМ

Самара, начало осени. Свободное посещение города, стоянка – до обеда. Но густой утренний туман продолжал уплотняться, а после полудня вообще лег плотной пеленой.
Сутки простояли в Самаре, выбившись из графика движения на 18 часов. Чтобы не сорвать следующий рейс, отправлявшийся с туристами из Чебоксар, пришлось развить рекордную скорость. Теплоход ходил ходуном
и сотрясался, но легко обгонял все суда, попадавшиеся на пути. Надо было прибыть в столицу Чувашии хотя
бы не позднее часа дня. Успели, пришвартовались в 13 с «хвостиком».
А по пути мне пришлось решать проблему с завтраком, ведь по расписанию прибытие туристов запланировано на 7 утра. Ни ресторанные работники, ни капитан поначалу не хотели признавать факт опоздания, ведь завтрак путевкой не предусмотрен. Но после длительных дебатов решили все же накормить путешественников легким завтраком по вполне умеренной ресторанной цене – 50 коп. с человека. Голодные туристы охотно согласились.

ЗАБЛУДИЛСЯ В «ТРЕХ БАКЕНАХ»

Город Горький (Нижний Новгород) – столица Большой Волги. Здесь базируется руководство пассажирских и туристических линий, находятся судовые отстойные верфи, ремонтные заводы (доки). Здесь «кузница» кадров для пароходства, место комплектования плавсостава теплоходов.
И именно здесь как-то раз приключился анекдотичный случай. После обеда «Николай Гастелло» отчалил, взяв курс на Чебоксары. Через некоторое время я, отвлекшись от своих дел, взглянул на берег и… не узнал его. Теплоход идет по незнакомому фарватеру! Пока спешным шагом поднимался в капитанскую рубку, судно сбросило скорость, начало маневрировать. Затем мы развернулись и пошли обратным курсом, в Горький. Оказалось, вахтенный начальник, 3-й штурман, перепутал фарватеры Волги и Кстовского залива. Из-за ошибки неопытного штурмана мы проплыли ненужные километры, потеряв впустую почти два часа времени.

ВОТ ТАК ОТШЛЮЗОВАЛИСЬ!

Утро. Шлюзуемся на Куйбышевской ГЭС при движении вниз по Волге. Туристы высыпали на палубы, чтобы посмотреть, как мощное создание рук человеческих опускает вниз на многие метры 4-этажный дом-теплоход и 300 человек в придачу. Опустились. Теперь откроются створки шлюза, чтобы выпустить теплоход. Но что это? Судно трогается – и вдруг ударяется форштевнем об еще закрытые створки. ЧП! Прибывшая комиссия открыла шлюз только через пару часов, установив, что теплоход получил вмятину, но течи не имеет.
Произошло же все по вине вахтенного начальника, 2-го штурмана, который после команды шлюзового диспетчера подать теплоход немного назад подал, наоборот, вперед. После этого работникам ресторана пришлось собирать черепки тарелок, слетевших со столов от такого толчка. И Жигулевскими горами мы любовались уже с помятым «носом».

«КАЛМЫК» НА БОРТУ

Простояв в Астрахани лишнее время в связи с оказанием одной туристке медицинской помощи (в городской больнице ей удаляли из горла косточку от воблы), движемся вверх по Волге. Глубокой ночью проходим территорию Калмыкии. Темень, хоть глаза выколи. Вдруг рядом слышится шум моторной лодки. На фальшборт (надстройку между нижней и средней палубой) ловко поднимается «калмык», представитель «осетровых» браконьеров. Он предлагает контрабандный товар желающим из состава команды и подает во мглу сигналы фонариком. Подлетают 2-3 быстроходные моторки, в считанные минуты происходит сделка, и продавец так же внезапно, как и появился, исчезает. Вся операция проходит в кромешной тьме, на полном ходу теплохода!
В светлое время суток браконьеры не работали, ведь борьба с ними велась нешуточная. Зато под покровом ночи, случалось, сбывали несвежих осетров и черную икру с запашком.

ДЕСАНТ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА

Миновав Рыбинск, входим в шлюз Рыбинского водохранилища. Ко мне в каюту стучится матрос, посланец капитана, и просит подняться в рубку. Там уже собрался весь комсостав теплохода: штурман, главный механик, директор ресторана.
На борт прямо со шлюза поднимается группа людей в гражданской одежде и – прямиком в рубку. Это оказался заместитель министра речного флота СССР с сопровождающими лицами. Они провели своеобразную планерку. Был задан и мне вопрос: «Как относитесь к возврату торговли пивом?» Я ответил, что к пиву отношусь положительно, ничего с туристом худого не случится, если он, извините, лишний раз сбегает в гальюн. Ответ, видимо, понравился всем – одарили меня улыбками.
Эта встреча произошла во время поэтапного введения «сухого» закона в стране. На туристических теплоходах тогда не продавали даже пива, поэтому резко снизилась заполняемость рейсов, особенно осенних.
Пользу от общения с заместителем министра мы ощутили скоро. Через несколько дней в Ленинграде наш ресторан загрузили пивом.

НЕПОВТОРИМАЯ ЛАДОГА

Ладога. Знаменитая, загадочная, легендарная. Однажды мы наблюдали там удивительное явление природы – мираж. Над восточным краем озера, внезапно просветлел горизонт, и на нем начали вырисовываться не то горы с утесами, не то заводские корпуса с трубами. Длилось это чудо минут пять.
В другой раз, на выходе из Ладожского озера посчастливилось стать свидетелем даже двух уникальных явлений. Ближе к Осиновецкому маяку туристы переместились на правую палубу, чтобы рассмотреть памятник «Разорванное кольцо». Но вдруг все стали спешно перебегать на левый борт. Там, метрах в 200 от теплохода, показались черные точки. Это тюлени – загадка Ладоги. Как морские ластоногие умудряются жить в пресном озере?! Не успели обогнать тюленей, вдруг раздался треск и одновременно глухой громовой раскат из глубин озера, причем блеска молнии никто не видел. Это еще одна загадка Ладоги.
А вот и мемориал «Разорванное кольцо», напоминающий о днях жестокой фашистской блокады. Наш теплоход замедляет ход, протяжным гудком отдает дань памяти и скорби. Впереди – Нева и город-герой Ленинград.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.