Театр начинается в детстве

Завтра в Театре юного зрителя – большой праздник. На сцене ДК тракторостроителей в 18.00 состоится торжество по случаю 75-летия творческого коллектива.
Предпосылкой к появлению в Чувашии Театра юного зрителя стало открытие в 1929 году в Чебоксарском музыкальном техникуме театрального отделения. В 1932 году состоялся его первый выпуск. В том же году прошла первая олимпиада искусств, наглядно показавшая культурный рост народа и тягу молодежи к искусству. «Организовать в Чебоксарах с 1 января 1933 года детский театр,» – так было записано в постановлении коллегии Наркомпроса ЧАССР «Об итогах Всесоюзной Олимпиады искусств». В конце 1932 года на работу в Чебоксары приглашаются педагоги из Ленинграда: Эдвин Давыдович Фейертаг – для ведения курса актерского мастерства и Маргарита Николаевна Фигнер – театровед. Именно они и стали основоположниками нашего Театра юного зрителя.
Несколько слов об этих людях. Маргарита Николаевна – племянница русской революционерки-народницы Веры Фигнер и дочь известного лирико-драматического тенора, певшего и в Мариинском, и в Большом театрах, Николая Фигнер. Фейертаг – ученик основателя тюзовского движения А. Брянцева, много сделал для продолжения его дела в России. А родные сестры Эдвина Давидовича – пианистки Луиза и Эмма, приехав в свое время в Чебоксары следом за братом, внесли огромный вклад в развитие музыкального искусства Чувашии. Их учениками были будущие композиторы
Г. Лебедев, А. Орлов-Шузьм, Т. Фандеев, гобоист А. Любимов.
В декабре 1932 г. состоялось первое заседание художественного совета будущего ТЮЗа. В его составе были педагоги школ, музыкально-театрального техникума, представители Союзов писателей, композиторов, Чувашского драмтеатра. А уже 6 февраля 1933 года состоялся показ пробного спектакля «4 миллиона авторов» по пьесе
А. Бруштейна, в котором были заняты артисты русского филиала Чувашского академического драмтеатра, поскольку труппы детского театра пока не было. Перед началом спектакля Фейертаг рассказал зрителям о создании Чувашского ТЮЗа, его планах, а главное о том, что теперь юные зрители Чувашии будут иметь театр, спектакли которого пойдут и на родном языке. «Реакция зала на спектакль была настолько бурной, что актеры «взрослого театра» сначала растерялись, – пишет в воспоминаниях М. Фигнер, – но скоро привыкли к темпераменту нового зрителя и спектакль прошел на большом подъеме».
После пробного спектакля Э. Фейертаг приступает к постановке первого спектакля специфически тюзовского. Выбор пал на пьесу Л. Бочина «Молодой пласт» («Топай»). Пьеса поднимала вопросы борьбы за молодежные кадры, за нового человека. Перевести пьесу с русского было делом непростым, нужно было найти специфические чувашские слова. Консультировал по переводу И.С. Максимов-Кошкинский.
20 марта состоялся просмотр спектакля на сцене Чувашской драмы, а 3 апреля в помещении Рабочего клуба (ныне в этом здании по бульвару Купца Ефремова расположен филиал Московского гуманитарно-экономического института) впервые поднялся занавес Чувашского ТЮЗа. С этого момента спектакли для детей стали идти регулярно, как на сцене Рабочего клуба, так и на площадках Чебоксар и районов республики.
К созданию национальных пьес для детей руководство театра сразу же стало привлекать молодых чувашских писателей. Для театра писали И. Вашки, В. Пушкай, А. Каттай, Л. Агаков и др. Первые пьесы готовились специально к посевной кампании, рассказывали о борьбе с кулацкими элементами или носили сатирический и агитационный характер. Например, в спектакле «Мы за здоровье» по ходу действия вставлялся местный материал. Характеризовали действующих лиц их имена: Помойкин, Шатайкин, Скучайкин… В молодом коллективе создается свой оркестр. В труппу приходят такие, ставшие впоследствии известными актеры, как Е. Никитин, А. Маштанова, А. Кузьмин, Д. Тарасов… Во время поездок тюзовцы попадали в такие места, где люди никогда не видели театральных представлений и где взрослые заполняли зрительский зал наравне с детьми. Случалось, что спектакли повторяли, так как залом часто служил школьный класс или изба-читальня, не вмещавшие всех желающих. Зритель уже тогда знакомился с постановками русской и зарубежной классики. Спектакли игрались и на чувашском, и на русском языках.
За первый год существования ТЮЗа его спектакли посмотрели 26 тысяч зрителей. Последней постановкой сезона 1933-1934 гг. была пьеса «Ултав» Л. Агакова. Она стала большим шагом вперед в создании национальной детской драматургии. Спектакль этот был последней работой Э. Фейертага перед возвращением в Ленинград. Но и уехав, Фейертаг и Фигнер до начала войны, до блокады, которую Эдвин Давыдович не пережил, поддерживали связь со своими учениками.
С 1934 по 1941 год театр возглавляет выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Владимир Петров. В этот период расширяется репертуар, растет мастерство актеров. В таких спектаклях, как «Голубое и розовое» и «Единая боевая» А. Бруштейна, «Сказка» М. Светлова, «Снежная королева» Е. Шварца, «Матрос и школяр» по Г.-Х. Андерсену, «Не все коту масленица» и «Свои люди – сочтемся» А. Островского, «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Алим» А. Калгана, в доступной для зрителя форме, ставились жизненно важные вопросы. Для многих постановки ТЮЗа были как окно в большой мир.
С 1941 г. по 1947 г. театр не работал. Весь мужской состав вместе с главным режиссером был призван на защиту Отечества. Возобновил работу ТЮЗ в 1947 г. под руководством воспитанника ГИТИСа Виктора Романова. Репертуарная политика была направлена, прежде всего, на воспитание в молодых патриотизма, высоких нравственных качеств. Любимыми спектаклями стали «Сын полка» В. Катаева, «Брестская крепость» К. Губарева, «Настоящий человек» Б. Полевого, «Два капитана» В. Каверина, «Город на заре» А. Арбузова, «РВС» А. Гайдара, «Овод» Э. Войнич. Появляется ряд интересных спектаклей, связанных с жизнью и бытом чувашского народа, таких как «Айдар» и «Скрипка» П. Осипова, «Алим» А. Калгана, «Молодые хозяева земли» И. Максимова-Кошкинского, «Золотая цепочка» Л. Агакова, «Андрейка» М. Ухсай.
Много сил отдали театру начавшие в нем работать в конце пятидесятых годов директором Зоя Ярдыкова и главным режиссером Алексей Васильев. Они сплотили коллектив, проявляли к каждому человеку исключительное внимание, постоянно заботились о повышении художественного уровня постановок. ТЮЗ этого периода переживает творческий подъем, его репертуар отличают многообразие тем и жанров. В районах Чувашии и за ее пределами театр всегда ждали и встречали с любовью. Спектакли, много лет не сходившие со сцены: «Чудесная вышивальщица» М. Ухсай, «Пять вечеров» А. Володина, «Здравствуй, мама» А. Васильева, «Сибирская дивизия» Н. Терентьева, «Летние вечера» Н. Арбана, «Любаша» А. Матушкина, «Снежная королева» Е. Шварца, «Нахаленок» М. Шолохова, «Машенька» А. Афиногенова, «На Буинском тракте» А. Талвира и другие заставляли думать, сопереживать.
В 1979 г. коллектив становится обладателем премии им. М. Сеспеля, а в 1984 г. за заслуги в развитии театрального искусства награждается орденом Дружбы народов.
В разные годы в труппу пришли В. Голубева, М. Уфимцев, К. Степанова, Р. Федорова, С. Федоров, В. Михайлова, Н. Гарина, В. Пайгусов, Е. Шайдукова, И. Шайдуков, С. Ильин, Л. Красова, Р. Полякова. В 70-е годы в коллективе появились актеры, закончившие Цивильское культпросветучилище – В. Павлов, В. Музыкантова, В. Молодцыгин, В. Молодцыгина, В. Сурикова. Для всех них ТЮЗ становится единственным театром в жизни.
В 1979 г. труппа пополнилась выпускниками Чебоксарского музыкального училища. Среди них С. Савельева, П. Владимирова-Чамжаева. В 1993 г. в коллектив вливаются выпускники Московского театрального училища им. М.С. Щепкина, а в 1996 г. – выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Молодые, талантливые и перспективные актеры В. Григорьев, С. Дмитриева, И. Архипова, О. Почалкина, Т. Зайцева смело заявили о себе и активно вошли в репертуар.
Спектакль «Доля наша такова» Е. Еллиева (1992 г.) был признан лучшим спектаклем года среди театральных постановок республики сразу по нескольким номинациям: «Лучшая режиссура» (В. Оринов), «Лучшая сценография» (В. Шведов), «Лучшее музыкальное оформление» (Н. Казаков), «Лучшая мужская роль» (В. Павлов), «Лучшая женская роль» (П. Чамжаева). В 1999 г. театру присваивается имя поэта, пламенного публициста, общественного деятеля Михаила Сеспеля.
Сегодня ТЮЗ – это неординарный, современный, имеющий уникальный двуязычный состав труппы, театр, с богатым и разнообразным репертуаром, спектакли которого идут на чувашском и русском языках. В афише постановки с главными «болевыми точками» – мораль, жизнь и смерть, отношения отцов и детей, поднимающие вопросы семьи, школы. Благодаря школьным автобусам, увидеть спектакли могут зрители из самых отдаленных селений. Постановки, идущие на чувашском языке, синхронно переводятся на русский. Как эксперимент спектакли «Собаки», «Испытание Мага» синхронно переводятся на английский язык.
Два года назад в труппу влились первые выпускники факультета «Актер драматического театра и кино» Чувашского института культуры и искусств – Ольга и Дмитрий Михайловы, Наталья Алексеева, Надежда Садовникова, Алевтина Семенова, Леонид Яргейкин, Дмитрий Петров, Юрий Капсулов. И сегодня ни один спектакль не обходится без их участия. А во многих они играют первые роли.
Творческий союз, взаимопонимание талантливых режиссеров различных поколений Иосифа Дмитриева (ГИТИС, 1980) и Станислава Васильева (ГИТИС, 2001) с главным художником Ольгой Ежковой создает особый, ни на чей не похожий почерк, который отличает Чувашский ТЮЗ от других театров республики. Здесь нет застоя и скуки, коллектив активен в главной своей задаче – воспитании зрителя – тонкого, умного, сопереживающего.
За 75 лет в ТЮЗе поставлено более 400 спектаклей. Сегодня в его афише 25 спектаклей, как для детей дошкольного, так среднего школьного возраста. И еще одна особенность характеризует ТЮЗ – круглогодичные гастроли по областям, где проживают наши сородичи. А это Татарстан, Башкортостан, Самарская, Ульяновская, Пензенская, Оренбургская, Тюменская области, города Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск, Нижнекамск, Альметьевск, Самара, Тольятти. Вот только что, несмотря на подготовку к юбилею, тюзовцы побывали в Буинске, где за два дня дали четыре спектакля.
ТЮЗ им. М. Сеспеля – участник Всероссийских и Международных фестивалей – «Туганлык» (Уфа, 2000 г.), «Москва – город Мира» (Москва, 2004 г.), «Стамбул – Театральное Пространство» (Турция, 2004 г.), Фестиваль дипломных спектаклей театральных школ России (Ярославль, 2004 г.), «I Всероссийский конкурс спектаклей, пропагандирующих идеи патриотизма, любви к Родине» (Москва, 2006 г.), «Фестиваль театрального искусства им. Е.А. Евстигнеева для детей и юношества Приволжского Федерального округа» (г. Саров Нижегородской области, 2007 г.).
И отовсюду возвращается с наградами.
Одна из последних работ коллектива – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Впервые и на сцене ТЮЗа появился мюзикл. Спектакль стал заметным событием в театральной жизни Чувашии.

Публикация подготовлена литчастью театра.

Опубликовано: 10 апреля 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.