По документам эта новая улица в татарской деревне Урмаево, больше напоминающая микрорайон, носит имя классика национальной поэзии Мусы Джалиля. Откуда пошло ее неофициальное название – Париж, никто теперь и не вспомнит. Возможно, от первых состоятельных новоселов, которые начали строиться на заре 90-х годов прошлого века.
Звучное название понравилось всем в округе, так и пошло – Париж да Париж. «А что, улицы у нас широкие, дома хорошие», – рассуждает «парижанин» Хайдар Камальтдинов. Действительно, просторно здесь и вид на окрестности – почти как с первых этажей Эйфелевой башни, потому что новый микрорайон – на пригорке, а само Урмаево – в низине. Других параллелей со столицей Франции отыскать не удалось. Строения здесь хоть и роскошные, но, разумеется, с налетом восточной, а не западной архитектуры. И на добротном магазине в начале улицы вывеска отнюдь не «Бон Марше», а «Алим» – в честь дедушки владельца частной торговой точки. Рядом с магазином – оборудованная детская площадка, чтобы ребятня не скучала, пока родители делают покупки. Помнится, лет пять назад такие площадки стали появляться возле некоторых «райповских» магазинов. Вот и здешний предприниматель быстро перенял хорошую идею.
И уж совсем далеки от модных клубов, насыщенных шопингов и фривольных шоу каждодневные заботы «парижан». Хайдар Минзаитович вместе с молодым соседом Ильдаром Мавлютовым возились с легковушкой. Машина для них – действительно не роскошь, а средство передвижения для поездок на заработки. Обычно – в Кировскую область, на стройки. Раньше уезжали, считай, на весь год, с небольшими перерывами на праздники. Летом с собой старшего сына Камальтдиновых брали. Парень в Чебоксарах учится, в месяц тысяч по шесть на проживание уходит. А нынче услуги строителей не так востребованы, все пресловутый кризис портит. Мои собеседники переживали, что новогодние каникулы (посетили мы с фотокором «Париж» в конце прошлого года) могут затянуться до весны. Да и рабочие руки заметно подешевели. Это только товары в магазинах и услуги монополистов, без которых нельзя вести цивилизованную жизнь, дорожают. Ну что поделаешь, придется ужать расходы и положиться на второй источник дохода – личное подворье. Камальтдиновы, например, бычков на откорм выращивают, сдают заготовителям из соседней деревни. «Без работы скучать не будем, – подытоживает Хайдар, протирая машинное стекло, – женам поможем, полегче им будет управляться с хозяйством. Я вот еще собираюсь старую ванну заменить».
«На завод бы устроиться», – высказал мысль мужчина, который до того стоял в сторонке, прислушиваясь к нашему разговору. Ильгиз Гельметдинов десять лет проработал в одной солидной организации в Канаше, пока в августе не прошло сокращение. Теперь безработный. Думу думает, как из этого статуса выйти. «У молодых есть силы ездить на заработки, а постарше будем – тогда как?» – осторожно относится он к дальним поездкам на «шабашку». Впрочем, делает вывод, и на предприятия нынче устраиваться рискованно. Не ровен час, придут новые хозяева из нескончаемого потока рейдеров, обанкротят производство – и отправят работяг на биржу труда. От такой напасти в нашем государстве пока защиты нет. Хорошо бы свой бизнес наладить. Но какой, чтобы доходным он оказался? Скотину на откорм выращивать Ильгиз Киямович считает невыгодным. Кормишь, поишь бычка год или полтора, а потом отдай перекупщикам за бесценок. Самому в перекупщики идти тоже надо отважиться, конкуренция в этом деле большая. Частников, скупающих скот, и в Урмаево, и в других татарских деревнях, что в Комсомольском районе, хватает. И мы, пока ехали по району, насчитали штук пять встречных грузовичков для транспортировки скотины.
Но все равно Ильгиз Гельметдинов найдет выход из непростой ситуации. Достойный выход, не с рюмкой в руке. «Много спиртного мы не пьем, – напомнил Хайдар Камальтдинов азы мусульманской религии. – А сейчас – тем более. Наоборот, чем сложнее жизнь, тем мы трезвее, что ли, сознательнее становимся».
Подтвердил его слова такой факт. Около 40 заявлений поступило за последнее время в Урмаевскую сельскую администрацию, люди просят выделить землю под строительство. У татар ведь как принято – сын еще под стол пешком ходит, а ему отец уже новый дом строит, чтобы лет через двадцать было где молодой семье жить. «И появится у нас скоро Париж-2», – шутит глава сельской администрации Минзаит Зайнуллин.
Не секрет, что сельские новостройки нередко сталкиваются с проблемами в плане электрификации. С улицей Мусы Джалиля, насчитывающей 170 домов, такого, к счастью, не произошло. А вот две другие новые улицы в Урмаево – Нагорная, где проживает около 30 семей, и Северная с 18 домами – до сих пор находятся на временном электроснабжении. Минзаит Минсагирович очень надеется, что в нынешнем году они будут переведены на постоянную основу. Гарантией тому, говорит сегодня сельский глава, служит недавний Указ Президента Н. Федорова «Об ускоренной электрификации новых улиц (населенных пунктов) в Чувашской Республике».
Опубликовано: 23 января 2010 г.