Такие пирамиды фараонам и не снились

Нина теперь боится смотреть мужу в глаза. Она несколько месяцев уговаривала его дать ей 30 тысяч рублей, чтобы по примеру знакомых вложить деньги в «Гарант Кредит». Те специально для этого даже продали квартиру покойной бабки. И окупили свои затраты! Наследства у Нины не было, только муж, бизнесмен средней руки. Вот она и донимала его своими просьбами — уж очень хотелось из просто денег сделать большие деньги.

И где те благодетели?

А супруг говорил, что это афера, финансовая пирамида. Наконец, сдался, но дал только 15 тысяч. И вскоре случилось то, что предсказывал муж — офис «Гарант Кредита» на пр. Горького закрылся, выплачивать проценты перестали. Вкладчики, словно выйдя из многомесячного гипноза, побежали в милицию.
Проверкой изложенных в обращениях граждан фактов занималась прокуратура Московского района. Все материалы затем были переданы в ОРЧ БЭП МВД по Чувашии, где сейчас и ведется расследование. Набралось уже около тысячи заявлений. И, как считают оперативники, это не предел.
По словам старшего помощника районного прокурора Татьяны Николаевой, среди пайщиков потребительского общества «Гарант Кредит» немало пенсионеров. Но есть и такие, кто брал в банках миллионные кредиты и вкладывал эти деньги ради баснословного «навара». Примечательная деталь: фирма принимала от пайщиков огромные суммы, а ее реклама ограничивалась всего лишь объявлениями на столбах с названием ПО и номером сотового.
— В рекламе, по всей видимости, фирма и не нуждалась, — отмечает старший помощник прокурора. — Хороший «пиар» ей делали сами пайщики: передавали из уста в уста молву о том, какие большие проценты по вкладам здесь предлагаются.
Так, доверяя «сарафанному радио», люди шли в ПО. Их привлекали до 70 процентов годовых. «Гарант Кредит» проработал в Чебоксарах почти два года. И дивиденды какое-то время действительно выплачивались, пока однажды руководители чебоксарского филиала ПО не скрылись в неизвестном направлении.
Как сообщили «ЧН» в ОРЧ БЭП МВД по Чувашии, в отношении этих людей — Лидии и Николая Грачевых (их еще называли «поверенными») возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». В качестве подозреваемых проходят и «пока неустановленные лица». В столице республики планировалось открыть четыре филиала «Гарант Кредит», но удалось только два. Не так давно это ПО было реорганизовано в «Союз Инвест», и оно успело вовлечь немало горожан.
«Супервыгодные» предложения делало потенциальным чебоксарским инвесторам и ООО «САН», или бизнес-клуб «РуБин». Участь его вкладчиков та же. Офис фирмы сначала располагался на ул. Композиторов Воробьевых, а потом на «1-й площадке». Здесь уголовное дело возбуждено в отношении некоего Анатолия Ильина. Сколько человек пострадало и какие суммы потеряли, выяснит следствие.
Впрочем, жертвами «ГАРАНТированного лохотрона» (так на одном из Интернет-форумов обманутым вкладчиком был назван «Гарант Кредит») стали не только чебоксарцы. Филиалы подобных обществ работали по всей России. Говорят, отличительной особенностью финансовых пирамид является то, что они существуют максимум два года, а потом «лопаются», и обычно поближе к весне.

Хорош процент, да риск велик

«ЧН» попросили прокомментировать ситуацию начальника отдела ресурсов и ценных бумаг Чувашского отделения Сбербанка РФ Вячеслава Петрова:
— Не думаю, что крах связан с какими-то «сезонными обострениями». Видимо, просто масса достигла критической отметки, и пирамида не может дальше выплачивать деньги своим вкладчикам. Или причина еще более прозаичная: организаторы решили, что заработали достаточно денег и теперь нужно «уносить ноги». А может быть и то, и другое.
Условия, на которых предлагалось вкладывать средства в «РуБин» или «Гарант Кредит», многим казались соблазнительными, а по идее должны были насторожить. Обещание высокой доходности уже вызывает подозрение, а не связана ли эта структура с мошенничеством. Кроме того, высокие проценты всегда связаны с высоким риском. Этот постулат рыночной экономики вкладчикам нужно брать в расчет при любом вложении средств.
Другой момент, на который следует обращать особое внимание, касается того, как компания собирается получить за счет привлеченных средств доход более высокий, чем она обещает своим вкладчикам. Ведь, кроме прибыли, должны формироваться еще и определенные резервы. Например, «РуБин» объявлял, что деньги вкладываются в строительство за границей, в Черногории. Подобные сведения сложно проверить. Между тем, вкладчику, если он не хочет потерять свои деньги, необходим максимум информации о «партнере»: с кем сотрудничает, есть ли лицензия и прочие документы, гарантирующие, что он, как минимум, не исчезнет, прихватив чужие денежки. В финансовых пирамидах обычно все эти сведения скрыты или завуалированы. Потребителя зачастую просто «кормят» специальными терминами, говорят о неких «своих схемах» работы. Этот прием рассчитан на финансово неграмотных людей, которых можно впечатлить умными словами и сверхдоходами.
— Нужно знать и о принципе финансовой пирамиды, — подсказывает Вячеслав Петров. — Тех, кто оказался в конце нее, гораздо больше тех, кто пришел вначале. Поэтому так много обманутых вкладчиков. Первые (это верхушка) успели получить обещанные дивиденды, а вот для последних их может и не хватить. Ведь доходы пирамиды зависят от новых поступлений новых пайщиков, а они не могут быть бесконечными.
Поэтому каждому участнику пирамиды предлагается или даже вменяется в обязанность привлекать новых инвесторов (за это даже полагаются бонусы). Это движущая сила пирамиды, один из ее главных признаков.
Честно говоря, думалось, что время пирамидообразных финансовых структур остались в прошлом. Но вот появились новые охотники до денег не в меру доверчивых граждан. Те, в свою очередь, по примеру Марины Сергеевны из пресловутой рекламы МММ подумали: «И что это я здесь сижу…» и кинулись им на встречу. А ведь сейчас, в отличие от 90-х годов, есть масса тщательно выверенных, с точки зрения законодательного регулирования, способов вкладывания денег и получения от этого прибыли.
— Любые вложения — это риск, — продолжает эту мысль Вячеслав Петров. — Но если вы работаете с финансовыми организациями и компаниями, которые контролируются государством, то он минимизирован. Так, деятельность по привлечению и размещению средств лицензируется Банком РФ и Федеральной службой по финансовым рынкам. Выпуски ценных бумаг (акции, облигации и др.) регистрируются в ФСФР, а отчеты о деятельности компании публикуются ежеквартально. А банковские вклады подлежат обязательному страхованию.
Кто-то может заметить, что банки, в отличие от потребительских обществ, не обещают скорого и внушительного преумножения средств. А хочется сразу и много. Поэтому наверняка желающие рискнуть еще найдутся. Между прочим, недавно в городе появился баннер одной организации с рекламным слоганом: «Примем — сколько есть, дадим — сколько нужно». Ничего не напоминает?

Опубликовано: 15 марта 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.