Что общего между спектаклем Московского ТЮЗа под названием “Скрипка Ротшильда” и хореографической миниатюрой Екатеринбургского театра «Тихая жизнь с селедками»? На первый взгляд — совершенно ничего.
“Скрипка Ротшильда” — последняя часть известной трилогии “Жизнь прекрасна. По Чехову” в легендарной постановке известного режиссера Камы Гинкаса.
Используя чеховскую философию, режиссер показывает историю пробуждения человеческой души. В первой части — “Черный монах” — главного героя тревожат видения. То ли это шизофренический туман, то ли духовное озарение. Во второй — “Дама с собачкой” — банальный курортный роман мужчины и женщины перерастает в сильное чувство. И, наконец, апофеоз в “Скрипке Ротшильда”. Для равнодушного к человеческим радостям и страданиям гробовщика Якова — смерть главная пособница в бизнесе, о котором зритель ни на минуту не забывает. По всей сцене расставлены гробы — мужские, женские, детские… И только после смерти жены циничные мысли Якова о прибылях и убытках, о том, что “мало помирают” прерывает совершенно посторонняя мысль об умершей Марфе. “Как же я рядом с ней прожил пятьдесят лет — и ни разу не приласкал, не пожалел, платочка купить не догадался или принести чего-нибудь сладенького?” Тоска по иной жизни, в которой могли быть и радость, и нежность, и детский смех, — сводит в могилу гробовщика.
Если на “Скрипку Ротшильда” лучше идти подготовленным, перечитав Чехова, то хореографические постановки “Свадебка” и “Тихая жизнь с селедками” понятны зрителю практически любого возраста и с любыми вкусовыми пристрастиями — как в области искусства, так и в гастрономической. В основе “Свадебки” — одноименное произведение И. Стравинского, “русские хореографические сцены с пением и музыкой”, основанное на обряде древних славян.
А “Тихая жизнь с селедками” должна особенно понравиться феминисткам. В роли селедок — безвольные юноши, которых энергичные, напористые танцовщицы-женщины чистят, вымачивают, режут на дольки, и наконец превращают в приятное взору и любимое большинством россиян праздничное блюдо — селедку под “шубой”. Метафора ясна: русские женщины неустанно “доводят до ума” любимых мужчин, чтобы и для себя сделать их “удобоваримыми” и вывести в свет не стыдно было.
С одной стороны “Селедки” чуть ли не площадное искусство, — говорят критики. А с другой — по танцевальной технике это один из самых сложных спектаклей Татьяны Багановой, хореографа Екатеринбургского театра “Провинциальные танцы”. Она уже дважды становилась лауреатом “Золотой маски”.
Именно этот театральный фестиваль, который пройдет в Чебоксарах с 22 по 28 мая, и объединяет такие разные по замыслу спектакли, как “Скрипка Ротшильда”, “Селедки” и другие. В гастрольной программе, которую утвердила некоммерческая организация “Золотая маска” и Чувашское отделение Сбербанка, присутствуют “Пиковая дама” от театра им. Евг. Вахтангова, «Кукла для невесты» театра Олега Табакова, моноспектакль “Сатирикона” — “Контрабас”. Премьера последнего состоялась шесть лет назад, на юбилейном вечере актера и художественного руководителя “Сатирикона” Константина Райкина. Моноспектакль считается на сегодня едва ли не самым рискованным жанром. Тем более, что “Контрабас” П. Зюскинда — это скорее монолог, нежели пьеса. Но, по единодушным отзывам критиков, Райкин блестяще справился с ним, два часа удерживая внимание публики.
Теперь оценить все эти спектакли смогут и жители Чувашии. Ведь театральное искусство — как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Если вам нравится театр, попробуйте поставить свой домашний спектакль для друзей и близких. Постановку особенно оценят дети. Театральные костюмы и грим вы можете купить в магазине «Танцующие» — danceplus.ru.
Опубликовано: 14 апреля 2010 г.