Не забыт первый учитель

img_4682.jpgВ Яльчикском районе открыли памятник одному из первых чувашских учителей А. Рекееву. Теперь Алексей Васильевич, как и сто лет назад, каждое утро будет благословлять местных девчонок и мальчишек на учебу.
Памятник первому ученику Симбирской чувашской учительской школы в селе Байглычево появился не случайно. Рекеев, будучи священником местной церкви, с 1881 по 1916 год параллельно учил местных ребятишек не только слову Божьему, но и читать, писать, а также петь, организовав при церкви хор из учащихся.
Алексей Васильевич, как и Иван Яковлевич Яковлев, уроженец деревни Кошки-Новотимбаево Тетюшского района Татарстана, да и родился в один год с патриархом. Он не только учился у просветителя, но и был его ближайшим соратником. Принимал активное участие в составлении нового чувашского алфавита и первых букварей. Учительствуя в начальных школах, экспериментально проверял и совершенствовал дидактические материалы учебников. На свои средства открыл 8 сельских школ, в с. Байглычево – магазин-склад книг на родном языке. Когда в 20-е годы в Поволжье разразился голод, организовал фонд помощи голодающим. Известен Рекеев и как переводчик и этнограф. В частности, он перевел на чувашский язык Евангелие, Псалтырь, другие богослужебные книги. В свое время были очень популярны его труды «Из чувашских преданий и верований», «Чуваши», «Симбирская чувашская школа в ее первоначальном виде» и др.
Идея открытия памятника в селе, где долго жил учитель и где находится его могила, возникла в прошлом году, когда отмечали 160-летие обоих просветителей. Памятник появился благодаря благотворительному фонду «Эткер», руководству района, Байглычевской школе и всем тем, кому небезразлична история родного народа.



Читайте также:

6 Responses

  1. Памятник первому
    чувашскому букварю в Средних Тимерсянах, подарок малойц родине. Автор: скульптор Н.Кондр.2008 г.

    За свою жизнь А.В. Рекеев открыл и опекал 9 чувашских школ и занимался переводами на чувашский язык русских классиков. Сам Яковлев ему писал: «Твоя судьба – есть история чувашской Симбирской школы», и потом настаивал: «Наш Рекеев имеет полное право на почетную известность…».
    Поэтому мы предложили признать Рекеева Алексея Васильевича почетным учителем и гражданином села Средние Тимерсяны и увековечить память апробации и выпуска первого чувашского букваря памятным знаком — установкой памятника первому чувашскому учителю перед сельской школой, говорит автор памятника: скульптор и меценат Н. Кондрашкин.

    30 августа 2008 года состоялось открытие памятника первому чувашскому букварю в лице А.В. Рекеева к его 160 летию подарок от скульптора и спонсора Н.Г. Кондрашкина малой родине.

    Да, Это тоже моя работа, скажу больше, это мой подарок чувашскому народу к юбилею великих просветителей. Вообще, программа по увековечению имен великих сыновей своего народа, это — моя основная сверх задача.

  2. ИСКУССТВО ОБЛАГОРАЖИВАЕТ МИР
    С 13 по 16 сентября по приглашению наших друзей и коллег – единомышленников из Урала: Юрия Леонтьева, Ивана Тарасова, Люции Камаевой, Мадриля Гафурова, Лидии Ивановой мы с удовольствием побывали в Башкортостане по программе культурного и творческого обмена с коллегами, где нас встретили как родных братьев. Нас на центральном вокзале встретил на своей машине мой друг, делегат международного конгресса «Болгариада-2013», член академии МАБИК, солист и оператор Николай Игнатьев, повез нас с Ульяновским краеведом Николаем Кирюшиным к себе домой на завтрак и познакомил со своей дружной многонациональной творческой семьей. Возможно, именно поэтому и говорят, что дружба народов начинается с маленького внимания, которое неоценимо велико для любого гостя…
    Наше просветительское турне началось с посещения чувашской народной воскресной школы им. П.М. Миронова на улице А.С. Пушкина д. 110, где я представил скульптурный образ П.М. Миронова (барельеф) в качестве подарка родной чувашской школе им. П. Миронова как памятную плиту для школы. Ведь Павел Миронов приехал на Урал поднимать культуру народов, дать образование и просвещать детей глубинки из Симбирской губернии по рекомендации великого патриарха чувашского народа И.Я. Яковлева, он наш земляк. Там же утром творческая группа художников в сопровождении Люции Камаевой примкнула к нам и у нас завязалась с Московскими художниками серьезная дискуссия о творчестве, которые с удовольствием поделились со своими дальнейшими планами, которые мы полностью поддерживаем.
    Здесь у нас состоялась догожданная встреча с коллегами за Круглым столом с печеньем и чаепитием при полном взаимопонимании единомышленников: И. Тарасова, Л. Камаевой, Л. Ивановой, Н. Игнатьева, Ф. Гильмиярова, М. Гафурова и мн. др. Потому что мы давно вырабатывали вместе с ними общие концепции взаимного культурного и творческого обмена с коллегами из Башкортостана и Болгарии. Это: историки, ученые, педагоги, художники, архитекторы и общественно-культурные деятеляи, где мы вместе собирались установить памятные плиты и бюсты великим просветителям наших братских народов в Приуралье и Болгарии: П. Миронову, И. Аксакову, К. Иванову, Я. Ухсаю и др. Сделан шаг вперед к духовному единству и взаимопониманию…
    Псле торжественного вручения барельефа Павла Миронова Воскресной школе им. великого просветителя Приуральских народов Павла Миронова я был приятно удивлен, что удостоился медали великого просветителя Павла Миронова. После моего выступления директор школы академик Иван Тарасов поблагодарил автора памятной доски (барельефа) Н. Кондр за подарок и сделал короткий доклад о просветителе П.М. Миронове.
    Потом мы побывали с шумной ватагой в парке им. Аксакова и посетили вместе с коллегами все достопримечательности сказочного г. Уфа, начиная с памятника Салавата Юлаева с пррекрасным видом на широкую сказочную панораму реки Белая, фонтана, памятника Мажита Гафури в сопровождении гида Люции Камаевой и Александра на его автомобиле и довольные отправились на вернисаж своих московских коллег на ул. Сочинская.
    Там 14 сентября в 16.00 состоялось открытие выставки московских художников объединения «Ирида» в офисе общества дружбы «Башкортостан – Болгария». Выставка продлилась до 19.00. где яблоку было упасть негде. На вернисаже вместе с маститыми художниками и общественно-культурными деятелями, журналистами побывала еще и очень талантливая молодежь Башкортостана, это студенты художественных вузов и ученики школ искусств, которые были восхищены увиденным своими глазами. Адрес: Уфа, ул. Сочинская, 18.
    Впервые приехали на пленэр в Башкирию члены творческого объединения женщин-художников Москвы «Ирида» (рук. почетный деятель искусств Москвы Мария Сергеевна Эсмонт) в количестве 6 человек: Морозова Светлана, Дружкова Евгения, Дмитриева Елена, Гавшинская Зоя, Тимченко Вера, Добровольская Гаянэ. Они посвящают пленэр 135-тилетию со дня рождения классика башкирской и татарской литератур, первого народного поэта Башкортостана Мажита Гафури. До 12 сентября они работали на малой родине Мажита Гафури в Гафурийском районе. Программа пленэра включала пребывание в с.Красноусольское, д.Толпар, д. Имяндаш, д.Зилим-Караново, д.Саит-Баба. Художники проживают в лагере «Дубки» и санатории «Красноусольский». Выставка картин «На родине Мажита Гафури» была представлена 11 сентября в 16.00 в галерее санатория «Красноусольское» 13 сентября художники совершили экскурсию по достопримечательностям столицы Башкортостана и местам Мажита Гафури, в Уфе.
    Организатором пленэра женщин-художников Москвы творческого объединения «Ирида» в Башкортостане является Фонд культуры имени Мажита Гафури. Поддержку оказывают: Администрация Гафурийского района, дирекция лагеря «Дубки», санатория «Красноусольский», общество дружбы «Башкортостан – Болгария», общественная организация «Айсуак – луна и солнце».
    После хъудожественной выставки наш путь лежал на родину выдающегося сына болгаро-чувашского народа, патриота, ученого и историка, академика, доктора технических наук, профессора Василия Васильевича Николаева в село Чуваш Кармалы. Которому недавно исполнилось 275 лет, по приглашению известного педагога, заслуженного работника образования и общественно-культурного деятеля, члена Болгарской академии — МАБИК Юрия Харитоновича Леонтьева. Туда мы поехали уже в сопровождении моего коллеги: известного журналиста и историка, кандидата философских наук, заслуженного работника культуры БАССР, Лауреата премии Союзов журналистов СССР и России. Лауреата Всероссийского конкурса — обладателя «Золотое перо России» 2010 г. Мадриля Гафурова на званый ужин, пока мы туда добирались было уже темно…
    Это уже другая, не менее увлекательная и познавательная новая история просветительского турне, но об этом мы напишем чуть позже.
    Скульптор, академик МАБИК Н. Кондр.

  3. В Уфе российский скульптор подарил Чувашской воскресной школе барельеф Павла Миронова


    фото: чувашская воскресная школа
    УФА, 17 сен 2015. /ИА «Башинформ», Алим Фаизов/. В Уфе чувашский скульптор подарил Чувашской воскресной школе барельеф Павла Миронова. Известный российский скульптор, академик Международной академии по болгароведению, инновациям и культуре, заслуженный работник культуры Чувашии Николай Кондрашкин из Ульяновска прибыл в Башкортостан вместе с увлеченным краеведом-путешественником Николаем Кирюшиным. Они побывали в нескольких районах республики, в том числе Аургазинском и Белебеевском, где познакомились с аксаковскими и цветаевскими местами, посетили родные села известных литераторов Константина Иванова, Якова Ухсая и Василия Николаева — Слакбаш и Чувашские Карамалы.
    В Уфе ульяновские краеведы пополнили коллекции цифровых фотографий на фоне уфимских достопримечательностей и брендов — памятников Салавату Юлаеву, Мажиту Гафури, Сергею Аксакову, Александру Пушкину, Загиру Исмагилову, Федору Шаляпину, Мустаю Кариму, соединивших в культурном пространстве исторической части столицы республики одновременно и этничность, и общероссийскую многонациональность, и богатое творческое наследие ушедших столетий.
    Посетили гости из Ульяновска и Чувашскую воскресную школу им. Павла Миронова. «Мы много слышали и читали, что власти республики сохранили и отреставрировали это здание — памятник истории и культуры, где в конце XIX — начале XX века трудился чувашский просветитель, известный русский математик и дворянин Павел Миронов. Здесь присутствует созидательный творческий дух выдающегося деятеля науки, образования и культуры. В следующем году в стране отмечается 155-летие со дня рождения Павла Миронова, и очень отрадно, что этот юбилей будет проходить на фоне актуализации потребности общества в возрождении передовой российской системы математического образования», — сказал Николай Кондрашкин.
    Скульптор подарил школе пять новых своих альбомов и книг, а также барельеф Павла Миронова, изготовленный им специально для учебного заведения, сообщил директор Чувашской воскресной школы Иван Тарасов.

  4. У истоков чувашского просвещения

    Тимерсянский апостол – Алексей Васильевич Рекеев первый ученик патриарха и просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева, учитель, который впервые апробировал и внедрил чувашский букварь в нашей Тимерсянской земской школе с 1872 по 1874 гг.
    А.В. Рекеев родился в 1848 г. в крепостной семье в той же деревне, что и И.Я. Яковлев, закончил те же удельные училища, служил в работниках у русских, пас стадо. /Оттуда же и мой первый учитель И.Е. Сарафанов/ .
    Летом 1868 г. в деревню Кошки приехал гимназист Иван Яковлев. Он рассказал о намерении организовать школу и уговорил его приехать в Симбирск на учебу. Желание Алексея сочли в семье лишь за глупость. Но, несмотря на уговоры, осенью он ушел учиться за 60 километров пешком в Симбирск.
    «…Дай Бог, чтобы из него вышел второй Ломоносов, с которым судьба его поначалу схожа», — писал Яковлеву священник Баратынский.
    Приход Алексея Рекеева ускорил начало формирования Симбирской чувашской школы.
    10 ноября 1868 г. Яковлев приютил своего первого ученика в своей комнате. С его помощью и благодаря своему упорству, А.В. Рекеев закончил три класса уездного училища за два года с грамотой, и он оказался очень способным учеником. В 1870 г. Рекеев был принят И.Н. Ульяновым на педагогические курсы. «Сам Илья Николаевич никогда не забывал, что происходил из чуваш, старался, чтобы и дети говорили на родном языке, естественно, и Володя (Ленин) разговаривал на чувашском. И потом, в 1920 году, заботясь о судьбе всего чувашского народа, Владимир Ильич предложил создать Чувашскую Автономию со столицей в Симбирске» (из книги «Лениниана» Мариэтты Шагинян, первое издание).
    В 1872 г. после окончания педагогических курсов А.В. Рекеев был назначен учителем Среднетимерсянской земской школы, где зарекомендовал себя талантливым педагогом.
    Алексей Рекеев впервые стал применять родной язык в классах Тимерсянской школы по первому чувашскому букварю.
    Дети перестали избегать школ, учиться пришли впервые и девочки. И.Я. Яковлев присылал ему рукописи, алфавит и методику для просмотра и апробации нового Букваря. После занятий воспитанники помогали своему учителю в переводах и корректуре по изданию учебных книг.
    За короткое время учитель А.В. Рекеев превратил свою Тимерсянскую школу в педагогическую лабораторию, где по просьбе И.Я. Яковлева оценивались для издания все чувашские учебники и учебные пособия с точки зрения доступности их для учащихся сельских школ. И.Я. Яковлев высоко оценивал работу своего первого ученика: «Я заключаю, что ты своим делом занимаешься честно и усердно, что твои труды учительства в Тимерсянах успели довольно осязательно проявиться. Повторяю, все это меня очень радует». Он не ошибся, Алексей Рекеев полностью оправдал его надежды.

    Результаты, достигнутые Рекеевым с «полудикими детьми», никогда не слыхавшими русского слова, член губернского совета В.Н. Назарьев считал «величайшим успехом, если не торжеством русской школы». Летом 1874 г. по приглашению профессора Н.И. Ильинского он переехал в Казань. Потом А.В. Рекеев долго занимался просвещением чувашского народа и подготовкой чувашских учителей в Казанской губернии. В 1881 г. по ходатайству своего учителя он был направлен законоучителем и священником в глубокую чувашскую деревню среди татар, нужен был свой человек, нужно было приостановить переход чуваш в магометанство.

    Памятник первому
    чувашскому букварю в Средних Тимерсянах

    За свою жизнь А.В. Рекеев открыл и опекал 9 чувашских школ и занимался переводами на чувашский язык русских классиков. Сам Яковлев ему писал: «Твоя судьба – есть история чувашской Симбирской школы», и потом настаивал: «Наш Рекеев имеет полное право на почетную известность…».
    Поэтому мы предложили признать Рекеева Алексея Васильевича почетным учителем и гражданином села Средние Тимерсяны и увековечить память апробации и выпуска первого чувашского букваря памятным знаком — установкой памятника первому чувашскому учителю перед сельской школой, говорит автор памятника: скульптор и меценат Н. Кондрашкин.

    30 августа 2008 года состоялось открытие памятника первому чувашскому букварю в лице А.В. Рекеева к его 160 летию подарок от скульптора и спонсора Н.Г. Кондрашкина малой родине.

    Воспитанники Симбирской яковлевской школы — Тимерсянские педагоги

    1. Рекеев Алексей Васильевич/первый ученик Яковлева/
    2. Афанасьева Мария Георгиевна.
    3. Иванов Андрей Петрович.
    4. Иванова Пелагея Петровна.
    5. Белозерова Роза Андреевна /Иванова/
    6. Семенова Люция Андреевна /Иванова/
    7. Корнилов Иван Иванович.
    8. Дубова Нина Николаевна /Павлова/
    9. Кондратьева Любовь Егоровна /Емельянова/
    10. Краснов Кузьма Михайлович.
    11. Дубов Иван Васильевич.
    12. Юманова Лидия Ильинична.
    13. Сарафанов Иван Емельянович.
    14. Семенова Елена Дмитриевна /Галкина/
    15. Семенов Григорий Кузьмич.
    16. Семенов Николай Кузьмич.
    17. Курушина Юлия Моисеевна.
    18. Лапшин Василий Петрович.

    По данной крепости, выданной в 1868 году на выкупленную от удела земли значится: в Средних Тимерсянах 318 ревизских душ (98 дворов), получивших в надел 1968 дес. 1500 саж. удобной земли. Во время генерального межеванья в 1902 году в «Больших» Тимерсянах было 170 дворов, населенных ясашными крещеными и некрещеными чувашами, было 619 мужчин и 648 женщин.
    В 1913 г. в селе Средние Тимерсяны было 270 дворов в которых проживал 1591 житель. Была общественная мельница. В селе были развиты валяльный, ткаческий, отходнический промыслы, изготовление где в основном изготавливалась национальная одежда.
    В 1930 году в селе был организован колхоз «Тимерсян», в 1931 году была основана Машино-Тракторная Станция (МТС).
    В селе установлен монументальный памятник в честь 143 воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Среди участников войны особо следует отметить Героя Советского Союза

  5. Что такое «первый чувашский учитель»? Что такое «первый чувашский букварь»?

  6. Это новое возрождение чувашского народа во второй половине 19 века — Симбирская чувашская школа Ивана Яковлева и его первые ученики, первые учителя чувашского языка.

Добавить комментарий для Н. Кондр. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.