О родине любимой и родной

Известный чебоксарский художник, мастер реалистического пейзажа Викентий Лукиянов удостоился чести проведения персональной выставки в Москве.
На презентации его экспозиции «Пейзажи Поволжья» в выставочном зале «Тушино» побывал наш корреспондент.
Говорят, зал «Тушино» особо любим мэром Юрием Лужковым. Поверить в это нетрудно: комплекс удобно расположен прямо у метро «Сходненская», состоит из анфилады прекрасно оснащенных залов, экспозиции имеют профессиональную подсветку, звуковую аппаратуру. При комплексе работают мастерские и художественные классы. На одной из дверей я увидела надпись «Артистическая». Видимо, в «Тушино» нередко приезжают и артисты. Словом, это несомненно, главный культурный центр крупнейшего Северо-западного округа Москвы по численности населения равного нескольким Чувашиям.
Как наш 37-летний живописец, уроженец Комсомольского района и выпускник ХГФ ЧГПИ, оказался приглашенным сюда – отдельная история. Главное в ней отнюдь не настырность и тщеславие, а, как ни странно, скромность, талант и трудолюбие паренька из многодетной сельской чувашской семьи. Именно это и подкупило организаторов выставки, один из которых – Игорь Воронянский, в конце прошлого года увидел работы Лукиянова в Казани, очаровался ими, разыскал художника и создал ему условия для проведения экспозиции в Москве.
Когда 31 января в 13.00 мы с Викентием и его супругой Мариной прибыли в «Тушино», нарядный карминно-красный зал уже был наполнен музыкой и людьми. Оказывается, посетителей привлекла реклама, размещенная в метро еще неделю назад, и, конечно же, слухи об удивительной экспозиции, которыми Москва наполнилась мгновенно. В книгах отзывов было сделано немало записей. Но прежде чем познакомиться с ними, я несколько минут стояла посреди зала, оглушенная его красотой. Каждую картину, большинство из которых не раз видела в залах клуба Агрегатного завода, в «Сурпане», в «Галерее 6х7», в «Серебряном веке», в музеях Чебоксар, Казани, Нижнего Новгорода, Саратова, узнавала по-новому. Одетые в элегантные рамы, при профессиональном свете, на благородном фоне – они выглядели, как принцессы на королевском балу.
Каждая дышит особым волжским простором, манит, изумляет глубиной. Волжский берег, напоенный утренней влагой, мерцающий в лучах закатного солнца, в ветреный день, в знойный полдень. Вот скромная пристань в Козловке, а это безбрежные волжские дали под Марпосадом и крохотное озерцо близ речного берега. И самые известные городские пейзажи Чебоксар, Нижнего, Казани, и скромная березовая аллея, ведущая к проходной Агрегатного завода. Что ни картина – каждая пленяет, узнаваема, симфония цвета и света. В каждой – свой центр, который держит внимание зрителя и подстраивает под себя все окружающее, ритмизируя и гармонизируя сюжет. Что касается зимних пейзажей Заволжья, то здесь лучше вспомнить слова нашего мэтра В. Немцова о пейзажах В. Лукиянова: «Если мне скажут, что это Репин или Левитан, поверю тут же».
Снежные фантазии Викентия Лукиянова – это какие-то божественные видения. Сотни людей, которых мы наблюдали возле зимних картин, уже одетые возвращались к ним из гардероба, а кое-кто и от станции метро с букетом цветов для художника.
Кажется, вся деловая и богемная северо-западная Москва собралась в этот день в залах «Тушино». Пришел даже префект Северо-Западного округа Виктор Александрович Козлов, были руководители районных управ, члены московского правительства, председатель Московской чувашской национально-культурной автономии Анатолий Иванович Григорьев, художники, музыканты, артисты. Большинство VIP-гостей присутствовали, конечно же, в соответствии с протоколом, но… уходить через обязательные 20-30 минут не захотел никто.
Да и сам В. Лукиянов удивил высоких московских мужей и особенно столичных дам ничуть не меньше, чем его картины. Выглядел безупречно, элегантно, а его скромность и умение держать держать паузу в разговоре было расценено как новый стиль.
Московский художник-карикатурист Денис Волков, осмотрев экспозицию, сказал, что сегодня он чувствует себя эмигрантом, который после долгих-долгих лет наконец-то увидел свою родину, и даже написал стихотворение об этом, вот несколько строк из него:
«Звучит пейзаж, как ностальгия эмигранта
О Родине любимой и родной,
Ее природный звук всегда со мной в изгнанье,
Святыня для меня, родной мой дом».

Читая эти стихи поздним тушинским вечером, мы вспоминали тех, кто помог Викентию Лукиянову в его творчестве – его семью, детишек, педагогов, заводчан-агрегатчиков, родителей – сельских тружеников, признавших в своем пятом младшем сыне его удивительный дар, и, конечно, главного наставника Викентия, мэтра чувашской живописи и графики Владимира Агеева, который сумел привести ученика к такому удивительному триумфу.

Наталия ГОВОРОВА.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.