Военные медики творили чудеса

В годы войны в Чебоксарах действовали четыре эвакогоспиталя, а всего по республике — 16. Их медики в общей сложности приняли более 50?тысяч человек, из них 85% раненых, провели 18900 крупных и 6090 малых операций. В строй возвращались от 60 до 87% пациентов. Это был высокий показатель.

Первым заработал эвакогоспиталь № 3057 на 410 коек, располагавшийся по ул. М. Сеспеля, 27. Созданный 13 июля 1941 года, первых раненых он принял 8 августа — в Чебоксары прибыл санитарный поезд. Здесь лечили бойцов с тяжелыми ранениями нижних конечностей и внутренних органов, а позже поправляли и зрение. Госпиталь возглавила капитан медицинской службы Анна Демьяновна Васильева (позже главврачами были Ефросинья Артемьевна Терехова и Евгения Зиновьевна Ливак).

Хирургической работой в госпитале руководил Борис Иосифович Селютин, ортопед-травматолог. Он учил оперировать всех врачей. Например, окулист-хирург Мария Миролюбова овладела основами военно-полевой хирургии и с 1941 по 1943 год провела 112 общехирургических и 59 глазных вмешательств — с хорошим результатом. Для лечения стали применять новые для того времени методы: глухая гипсовая повязка, иссечение рубцов, скелетное вытяжение при переломах бедра, что особенно было показано при огнестрельных переломах. К 1943 году эвакогоспиталь № 3057 не имел ни одного летального исхода, хотя немало бойцов поступали тяжелыми. 65% пациентов снова вставали в строй. И неудивительно — атмосфера была бодрая. Так, в госпитале имелся клуб на 170 мест, а если кто не мог подняться с койки, слушал культурно-массовые выступления по радиоузлу — в каждой палате имелись репродукторы и наушники. А еще была большая библиотека, и сами медики выпускали газету «За Родину».

В нынешнем здании столичной мэрии в годы войны разместился эвакогоспиталь № 3056. (В других источниках назывался и иной адрес. Так, начальник этого госпиталя, майор медицинской службы Вера Григорьевна Ефимова указывала, что отведенное помещение школы № 7 было оборудовано за 10-12 дней). По профилю госпиталь был нейрохирургическим. В трех отделениях лечили буквально все, от тяжелых переломов конечностей, повреждений позвоночника и черепа до поражений периферической нервной системы. В изоляторе выводили пациентов из газовой гангрены. Штат был подкреплен московскими специалистами. Так что со временем здесь развернули 500 коек вместо первоначальных 320.

Чтобы поставить пациента на ноги, использовалось все. В том числе природа. Для подопечных эвакогоспиталей на Волге был организован специальный пляж — под наблюдением врача-физиотерапевта проводились гелиотерапия и гидротерапия.

В Чувашии восстанавливался после ранения легендарный летчик Алексей Маресьев, герой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Командование эвакогоспиталя № 3056 решило проверить одну легенду — будто бы на левобережье на «святом ключе» строители Куйбышевского гидроузла заложили скважину с целебными грязями и водами. Пригласили специалиста для исследования источника. В середине октября 1942 года профессор Блюменштейн дал заключение: «Источник <…> относится к серным минеральным водам. Может быть использован <…> при целом ряде заболеваний, как-то хронические заболевания костно-мышечного аппарата, суставов, болезни центральной и периферической нервной системы, плевриты, невралгии, трофические язвы, женские болезни». Воду из этого источника стали использовать для ванн. Из подогретой грязи делали аппликации на место ранения сустава, остеомиелитического процесса. По тем же показаниям проводилось и торфолечение.

Вот что писали пациенты госпиталя № 3056: «Мы бойцы, командиры и политработники, участвовавшие на Западном фронте, крепко и метко били фашистских извергов, но временно вышли из строя. Здесь поправили свое здоровье и снова пойдем бить врага… Поезд с ранеными прибыл на ст. Чебоксары, где множество людей встречали нас. Они обнимали и целовали нас. За такую братскую встречу чувашского народа и гостеприимство бойцы и командиры приносят искреннюю вам благодарность».

Отлично справлялись со своей задачей и чебоксарские эвакогоспитали № 3061 и 3058. Первый прибыл к нам из-под Москвы, а с 1943 года, когда число пациентов сократилось (наши войска продвинулись на запад), переехал в прифронтовую полосу. А второй удостоился благодарственной телеграммы от самого Иосифа Сталина.

Чебоксарцы помогали госпиталям. Предприятия брали над ними шефство, школьники устраивали концерты, а число доноров выросло в 12 раз — на Чебоксарской станции переливания крови, созданной в 1941 году, ежедневно сдавали кровь не менее 200 человек. Была открыта лаборатория по производству витаминов из шиповника.

К слову, в Чувашии восстанавливался после ранения легендарный летчик Алексей Маресьев, герой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Он заново учился летать в Ибресинской летной школе, где раненых готовили к возвращению на фронт — и это после ампутации ног. В 1943 году Маресьев продолжил службу в 63-м гвардейском истребительном авиаполку и получил звание Героя Советского Союза. Ярчайший пример несокрушимости духа.

По информации из открытых источников

Опубликовано: 24 апреля 2025 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.