- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Мамаша Кураж заговорила по-чувашски

куражПьеса немецкого поэта и драматурга Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» впервые поставлена на чувашской сцене. Премьера спектакля состоялась 25 ноября в Чувашском государственном театре юного зрителя им. М. Сеспеля.
В этот вечер перед зрителями развернулись события тридцатилетней войны. И даже тут, в потоке крови и жестокости, находится тот, кто извлекает выгоду из горя других. Анна Фирлинг, или, как ее прозвали, мамаша Кураж, сделала настоящий бизнес на войне. Она торговка, ее помощники – родные дети, два парня и одна немая девушка. Каждый ребенок имеет свою фамилию, их отцы – солдаты разных армий, судьбой которых давно распорядилась война.
Под пулями и бомбами Анна тащит свою повозку следом за боевыми действиями и продает солдатам водку, одежду, снятую с мертвецов, боевые трофеи. Чтобы удержать детей, без которых ей тяжко справляться с работой, мамаша Кураж запугивает их гаданием, перемешав карты так, что каждый из них достает черный крест – метку смерти. Но мошенничество стало настоящим пророчеством. И один за другим невинные дети становятся жертвами войны, заплатив сполна за грехи матери.
Постановка не совсем обычная. Над спектаклем помимо коллектива ТЮЗа работала приглашенная творческая команда: режиссер – заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Айрат Абушахманов, художник – выпускница Школы-студии МХТ им. А.П. Чехова Александра Ефимова (г. Нижний Новгород), композитор Ильшат Яхин – тоже из Уфы. Но самым неожиданным для зрителей стало их перемещение на сцену. Для театра юного зрителя это в новинку.
– Я долго мучился и думал, в каком формате поставить этот спектакль, – признался Айрат Абушахманов. – Ведь сцена в ДК тракторостроителей, где располагается ваш ТЮЗ, концертная, зрители находятся далеко, актеров было бы не слышно. В итоге решил переместить на сцену и зрителей, ведь Брехт не для широкой аудитории и не сможет собрать тысячный зал.
Оказавшись в не совсем привычных обстоятельствах, зрители в какой-то степени чувствовали себя частью спектакля. Когда актер в метре от тебя зачитывает слова или же поет песню, ощущение такое, будто он смотрит именно на тебя и говорит именно тебе. От этого даже мурашки по коже бегут…