- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Спасение старого дуба

ЭТО ДЕРЕВО ПОЧИТАЮТ И В ЧУВАШИИ, И В СЕРБИИ

DSC_0043В кукольном театре сыграли премьеру спектакля «История старого дуба», рассказывающего детям о том, что деревья – живые, что люди многим им обязаны, но относятся к ним потребительски. Спектакль поставила режиссер из Сербии Амела Вученович, которая постаралась внести в постановку и чувашские элементы.
В Белграде у нее есть частный театр кукол, который Амела сама основала и где является художественным руководителем. Со спектаклями театра «Байкамела» она побывала в девятнадцати странах, в том числе в России, где на одном из фестивалей и познакомилась с чувашскими кукольниками, пригласившими ее на постановку.
Спектакль получился ярким и в хорошем смысле поучительным. Старый дуб, растущий в городе и выступающий своеобразным центром мироздания, дающий детям и животным шорох листвы, тень, укрытие от непогоды и свежий воздух, постоянно подвергается опасности. То его хотят спилить, то возникает пожар от окурка, то над ним идет кислотный дождь. Как и положено в кукольном спектакле, все заканчивается хорошо: бумагу решено делать из макулатуры, пожар потушили, а вредный дождь кончился. Однако озабоченность авторов состоянием природы, в том числе городской, передается и маленьким зрителям. Да и сама тема дуба для Чувашии оказывается глубже, чем просто напоминание об экологии.
Амела рассказывает, что пьесу по притче сербской писательницы Станки Брдар она написала еще лет шесть назад и уже ставила в своем театре. Но в России такой спектакль поставлен впервые. Она очень рада, что это произошло именно в Чебоксарах, поскольку крепкое и могучее дерево так почитаемо в чувашской мифологии. Однако этот образ важен и для сербов тоже.
– В Сербии в сочельник мужчина на рассвете выходил в лес, срезал дубовую ветку и приносил ее в дом, – поясняет Амела. – В селах это осталось и сейчас, а в городах дубовые ветки просто покупают. У нас есть поверье, что с этой веткой в дом, в семью приходит праздник, здоровье, счастье. Вечером этого дня люди собираются перед церковью и зажигают эти ветки, которые по-сербски называются бадняк. Поэтому сочельник называют у нас бадньи дан и бадньи вечер. Cуществует поверье, что сколько будет искр при горении, столько будет здоровья и счастья в наступающем году.
Интересно, что дубом у сербов называется лишь один из видов дерева, имеющего общее название храст. И именно дуб является упомянутым бадньим деревом, что приносит людям счастье перед Рождеством. Даже песни, что поются в эту пору, называются бадницкими.
амелаГода три назад Амела нашла в библиотеке мужа книгу о чувашских обычаях. И прочитала, что в Чувашской Республике один из дубов является памятником природы.
– Это было совершенно удивительно. Такого я еще не встречала, хотя занимаюсь изучением разных традиций, – говорит режиссер. – Но тогда я еще не знала о дубе, как о священном дереве в Чувашии. Мне рассказали об этом, когда худсовет вашего кукольного театра принял мой режиссерский замысел и сценографию. Это было невероятно! Символы и традиции очень много говорят о связях между людьми, народами. Когда-то на Балканы приходили разные племена с Волги, в том числе и сербы. А общие поверья и традиции остаются надолго, навсегда. Пусть и в разных уголках планеты, у различных народов.
В спектакле Амелы Вученович главные персонажи одеты в чувашские костюмы и вместе с остальными поют песню о Чебоксарах, которую написала сама Амела. Костюмы для спектакля сделала художник из Тольятти Елена Бабкина. Она же разработала саму «живую» фигуру старого дуба, который по пьесе не только говорит и поет, смеется и плачет, но даже бегает. Музыку к спектаклю написал композитор Андрей Галкин.
Сербскому режиссеру понравилось работать в нашем театре, понравились уютная сцена и азарт исполнителей. Хотя сравнивать ей есть с чем. Она поездила по миру. В том числе по странам Востока, где существует культ куклы, поскольку она зародилась там как изображение богов. То есть к куклам там относятся куда серьезнее, чем на Западе.
– У них спектакль может до сих пор играть роль ритуального обряда, – рассказывает Амела. – Поэтому между зрителем и актером нет резкого отделения занавесом. И яркими сюжетами они особо не увлекаются. Им важна сама суть. Это потрясающий момент. И тому, как идти вперед, сохраняя себя, свои традиции, у Востока можно учиться.
В постановке для Чувашии, как и в любом другом своем спектакле, Амела хотела донести до маленьких зрителей и их родителей главное – если ты стремишься к доброму, доброе обязательно случится.