- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Защищали южные границы

Ровно 20 лет минуло с тех пор, как наши войска покинули Афганистан. Много воды утекло с тех пор. «Постаревшие» за военные годы ребята обзавелись семьями. Тем, кого война сделала инвалидами, пришлось бороться теперь уже со своими недугами, и с непониманием общества, которое переживало в тот момент далеко не лучшие времена. Не раз «афганцам» приходилось слышать обидные восклицания со стороны, дескать, сами не знали, за что воевали. А 10-летнюю войну в Афгане и вовсе обозначили как «боевые действия», потому и стали называть ее непризнанной.
– Какая же она непризнанная, – возражает участник войны в Афганистане В. Михайлов – о нас пишут книги, слагают стихи и песни, в память о воинах ставят мемориалы, нами гордятся наши дети. Мы выполняли приказ – воевали за южные границы страны, за тех, кто рядом и за тех, кто за нами…
В те времена Володе было 19 лет. О том, что предстоит служить в Афганистане, он и еще шестеро чувашских парней с одного призыва, узнали уже после распределения, в поезде. «Значит, достоин», – гордился тогда молодой токарь-универсал. Чисто физически, как крепкий деревенский парень, он был готов к этому: недаром «на гражданке» занимался легкой атлетикой, боксом, три раза успел прыгнуть с парашютом. Ну а морально?
– Это сейчас молодые «косят» от армии, а тогда – все были патриотами, – вспоминает Владимир Владимирович. – Какому мальчишке не хотелось воевать, ведь воспитаны все были на примере своих отцов и дедов, героев Великой Отечественной.
В апреле 1985 года после шести месяцев изнурительной подготовки в учебно-военном корпусе в Фергане, разведчика-пулеметчика Михайлова направили в 345-й парашютно-десантный полк. В открытую с «душманами» не воевали: ходили в наблюдения, устраивали засады, сопровождали колонны военных машин, помогали бойцам, попавшим в окружение. За выполнение одного из таких заданий Михайлов получил медаль «За отвагу», а потом и Орден Красной Звезды.
– Никогда не забуду, как однажды, шли выручать наших ребят на заставу, на которую напали «духи», – рассказывает Владимир. – Когда, отстреливаясь, добрались до высоты, ужаснулись – из дюжины бойцов, охранявших заставу, осталось только двое. Они уж и не надеялись на спасение – сидели обессиленные, плечом к плечу, готовые последней гранатой подорвать себя, лишь бы не попасть в плен. Вот тогда, под обстрелом перетаскивая на вертолет окоченелые трупы солдат, подумал, а жизнь-то одна…
Как-то на рождество, когда оставалось почти три месяца до «дембеля», во время задания Владимир подорвался на противопехотной мине – и остался без ноги. Лишь через полтора года лечения в госпиталях, Михайлов добрался до дома. И сразу решил, нет времени на отчаяние – надо жить, поступить в университет, найти работу, жениться, наконец. Конечно, все это оказалось задачей во сто крат сложнее, чем выполнение приказа. Но, несмотря на все перипетии судьбы, Владимир нашел себя в этой жизни. Сейчас он руководитель одного из жилищно-коммунальных предприятий в Новочебоксарске, в его подчинении более 100 человек. Дома всегда ждет «боевая подруга» – так Владимир ласково называет любимую жену. Сын и дочь – уже студенты.
– Тот, у кого есть в душе твердый характер, воля, никогда не станет отчаиваться и найдет в себе силы жить дальше, несмотря ни на какой недуг, – считает Михайлов. – Взять хотя бы Толю Шагарова, тоже инвалид, а известный в городе нотариус. И таких, как он, немало. Тот же, кто слаб духом, даже будучи здоровым, пойдет «под откос».
Нечего скрывать, что есть ребята, прошедшие Афганистан, и потом не справившиеся со схваткой с «зеленым змием»: кого-то, может, просто вовремя не поддержали близкие, некоторые не дождались обещанной помощи от государства. Ведь далеко не все участники боевых действий в Афганистане, кому в свое время по закону в первую очередь было обещано жилье, получили ключи от квартиры. Многие из тех, кто получил на войне увечья, годами вынуждены были сидеть дома, потому, как ни одно предприятие не принимало их на работу, ведь для инвалидов нужны особые условия труда.
Чебоксарец В. Петров, подорвавшись на мине, кроме ноги, лишился еще и зрения. Любой на его месте впал бы в отчаяние. Однако после случайной встречи с одной молодой женщиной, ставшей впоследствии ему женой, жизнь обрела смысл. Она подарила ему двоих детей. Как вспоминает Валера, у него просто не было времени думать о недугах. Как главе семьи, нужно было зарабатывать, устраивать детей в школу, а потом и в университет. Недавно Петров женил сына, а дочь скоро подарит внука. Вот уже много лет Валерий работает на предприятии общества слепых, делает шнуры, розетки, тройники. Правда, раньше тут работали на Госзаказ, и работа для инвалидов всегда была, а нынче, когда приходится выживать собственными силами, производство нередко стоит.
– В лучшие времена зарабатывал по 4-5 тыс. рублей, – рассказывает Валера. – Но в последний раз получил всего около полутора тысяч. Сейчас кризис.
Благо спасает Петрова пенсия, со всеми надбавками около 9 тыс. рублей выходит. А пока нет работы, Валера сидит дома, да слушает аудиокниги. Да что там сидит, по словам 24-летнего сына Романа, всегда делом занят. В квартире ориентируется не хуже зрячего, дома всегда чистота и порядок, а порой, придешь домой – на столе и ужин готов. А частенько Валерий навещает своих друзей – инвалидов Афганистана…
Накануне дня вывода войск бывшие воины традиционно соберутся на встрече, организованной республиканской организацией инвалидов войны в Афганистане (ЧРО ОООИВА). Именно сплоченность инвалидов-«афганцев» помогла многим встать на ноги. С боевыми травмами сейчас в Чувашии живут чуть больше 150 человек. Благодаря организации многие из них ежегодно отдыхают и проходят лечение в подмосковном санатории «Русь». Кроме поддержки своих боевых товарищей, «афганцы» стараются помогать и «младшим братьям» – участникам других локальных войн – «чеченцам», тем, кто воевал в Абхазии, Таджикистане, Южной Осетии. Протягивают руку помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
– С помощью наших ребят, нашли одного инвалида-«афганца» в Чебоксарском районе, – рассказал председатель ЧРО ОООИВА, военный вертолетчик Г. Матвеев. – Травма у него была не военная, потому долгое время о нем не знали. Но из-за болезни человек лишился ног, как тут не помочь? Жил «колясочник» с сыном-семиклассником в каком-то бараке, бывшем общежитии для доярок, ни газа, ни отопления в доме не было. Обратились в Минздрав Чувашии, там похлопотали, и подарили инвалиду компьютер. А теперь он живет в хорошем доме в Урмарском районе, газ недавно провели.
Вот так почувствовал человек, что не забыт, и стал по-другому смотреть на жизнь.