- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Как Путин у шемуршинцев гостил

Наш корреспондент отправился в Шемуршу по следам президента России

Вечером в четверг, 5 февраля, на село обрушился шквал междугородных звонков. Выходили на связь родственники и знакомые: из Тюмени и Питера, Саратова и Москвы. Из Караганды позвонили бабушка с дедушкой, лет десять не видавшие внука: “Посмотрели Юрика в “Новостях”. Вырос-то как!” Живущая в Волгограде уроженка Шемурши говорила по телефону племяннице: “Включила телевизор – и словно на родине побывала. Даже слезы навернулись…” В этот день о чувашском селе говорили по всем радиостанциям и телеканалам страны. Кто не слышал о нем прежде – узнал, кто знал – вспомнил.
Когда я два дня спустя интересовалась у шемуршинцев, как они перед встречей Путина чистоту да красоту наводили, те отвечали чуть ли не с обидой: “А у нас всегда чисто! И порядок – всегда!” И то верно – славится Шемурша свой ухоженностью. Но к приезду Президента России здесь, конечно, готовились – и убирались, и красили, и ремонтировали. Ну а как иначе? Если вы пригласили в дом друзей — разве встретите их в стареньком халате, не помыв пол и не накрыв стол? А тут первое лицо страны в гости едет.
Намывала полы и сотрудница районной администрации Татьяна Матвеева. В новом доме, куда они с мужем Игорем и дочками-близняшками Викой и Ксюшей переехали осенью прошлого года. Апартаменты в двухэтажном коттедже на две семьи (общей стоимостью почти в миллион рублей) получила семья по молодежной ипотеке и программе “Молодая семья” — с выплатой кредита за 15 лет. Надо сказать, ипотечное жилье в Шемурше строится активно, но дом Матвеевых (и еще один, по соседству) как бы образцово-показательный. Гостей района Тане с Игорем принимать уже доводилось. Однако тут случай был исключительный.
Готовиться к визиту начали задолго. Приезжали из Москвы сотрудники спецслужб – смотрели дом, и доктора – интересовались здоровьем членов семьи. Потом привезли продукты к столу — мармелад, чай, зефир и даже сахар и питьевую воду в 5-литровых бутылях. Нет, и свою еду готовить не запрещали, только предупредили: пожалуйста, никаких солений и маринадов. А местные санитарные врачи попросили на время визита убрать из дома кошку – на всякий случай.
И вот настал день “икс”. Первыми приехали два телохранителя. Расположились в зале, время от времени переговаривались по рации с коллегами, беседовали с хозяевами. Между делом рассказали, что были недавно с Путиным в Псковской области, тоже в селе, тоже в райцентре. Так Шемуршу с тем селом не сравнить – по благоустройству она почти как город.
Ближе к полудню напряжение росло. По рации передавали: Путин вылетел из Москвы, прибыл в Чебоксары… В половине второго в дом нагрянула бригада московских телевизионщиков. А в начале третьего к коттеджу подъехал кортеж правительственных машин. Игорь встретил гостей у калитки. Со словами: “Ну-ка покажите, что за дом вам построили…” Владимир Путин и Николай Федоров отправились знакомиться с хозяйством. По пути наш Президент спросил у российского, мечтал ли тот в 26 лет о такой квартире и уточнил: вот он лично – нет. Путин ответил, что и он не мечтал, в ту пору вообще в коммуналке жил…
После экскурсии Таня с Игорем пригласили гостей к столу. Устроились по-домашнему, на кухне. К угощению, выставленному на стол, Путин почти и не притронулся, попивал зеленый чай из кружки с розочками. (Набежавшая потом родня ахала: “Что ж вы ее крестиком не пометили?! Сам Путин ведь пил!”)
Пока чаевничали, о многом поговорили. Путин расспрашивал супругов, где они раньше жили, как долго им этот дом строили. Еще очень впечатлило его, что дочки Матвеевых свободно говорят и на чувашском, и на русском. Вообще высокий гость оказался внимательным к мелочам. Увидел деревянный шкаф-кладовку, поинтересовался – а это что такое? Узнав, что спрятан в шкафчике настенный газовый котел логомакс, посоветовал – наверное, лучше бы его вниз переставить. (“Обязательно так и сделаем, — заверил меня в субботу Игорь, — только вот сначала подвал обустроим”.) Приметил Путин и фотографию наездника, тоже стал расспрашивать. Выяснил, что запечатлен на снимке хозяин дома Игорь Матвеев, что в прошлом году на местном ипподроме стал чемпионом республики в заезде на 1600 метров. Кстати, и Татьяна уже пробовала себя в качестве наездницы, так что любовь к лошадям у них семейная.
Пока ждали Путина, Татьяна с Игорем, конечно, волновались сильно. До конца и не верили, что приедет. А как появился он, как начал разговор – все страхи как рукой сняло. И время незаметно пролетело, почти полчаса – словно пять минут. На память Путин вручил подарки всей семье: супругам — чайный набор, Ксюше с Викой – лохматых игрушечных медвежат. И отправился дальше, знакомиться с местной модельной библиотекой.
В день, когда приезжал Путин, народу в шемуршинской читальне было полно — сидели за всеми столами, у всех компьютеров. В субботу гостей здесь не ждали, но комнаты тем не менее не пустовали. В читальном зале крутили “фильму” – Данька с товарищами отважно сражались с белогвардейцами. “Это путинский подарок, — пояснила библиотекарь Ирина Морозова, – пятьдесят кассет из золотой коллекции “Мосфильма”. Ребята второй день их смотрят. Ставят “Неуловимых мстителей”, “Бриллиантовую руку” и еще “Звезду” по Казакевичу. Вроде бы не детский фильм, а вот понравился. Потом мы здесь уроки по литературе будем проводить. И фильмы подобрали — “Маленькие трагедии”, “Барышня-крестьянка”.
В соседнем компьютерном зале тем временем уже шли литературные занятия – учительница Елена Воронцова готовилась к уроку по пушкинскому “Борису Годунову”. У соседних мониторов уселись мальчишки-девятиклассники, примчавшиеся сюда сразу после школы. Среди них – и Юра Заклицкий, тот внук карагандинцев, звонивших в Шемуршу, и – как знать, возможно, будущее светило компьютерной науки. В школе информатику мальчишка пока не проходит, но уже учится создавать сайты, делать программы. А Интернет ему – как таблица умножения: быстренько прошелся по сайтам, отыскал фотографии “Путин в Шемурше”. Жаль, не открылся в тот день сайт российского Президента, потому как был у Юры к Владимиру Владимировичу личный вопрос (при встрече не спросил – постеснялся). Кроме компьютеров, бредит парень автотехникой, и вопрос у него соответствующий: в каком возрасте Путин научился водить машину?
Пока мы говорили об автомобилях и сайтах, на пороге появился другой “герой путинского дня” – Никита Поляков. Влетел румяный, запыхавшийся (бегал домой на обед) и прямиком к компьютеру. Теперь уж, конечно, не лекарства от бабушкиной аллергии искать…
Фармацевтические поиски Никиты стали в Шемурше одной из любимых тем. Многие мальчишку на улице останавливают, улыбаются: “Никит, ты мне тоже какое-нибудь лекарство в компьютере найди”.
— Да и меня знакомые замучили, все спрашивают: “Надь, ты чего, теперь пилюли по Интернету покупаешь?” – смеется бабушка Никиты Надежда Павловна Соргина. – А я-то не собиралась ничего ни покупать, ни заказывать. Дело вот как было. Прислали мне приятели лекарство, “Трексил” называется. Но из инструкции я не поняла, подходит оно при моих болячках или нет. Это мы с Никитой и выясняли.
— Путин, как в библиотеку зашел, — вспоминает дальше Надежда Павловна, — сразу к нам, к Никите, узнать, чем мы занимаемся. Другой бы на его месте как – задал дежурный вопрос и пошел дальше. А он заинтересовался: “Не понял, а почему бабушка к фармацевту не обратилась?” Тут я уж объяснила, что к чему. Разо-шлась, жестикулирую – ну словно с обычным человеком разговариваю. Поначалу, когда Путина ждали, тревожно было – мало ли о чем спросит? А когда он подошел, улыбнулся, присел на корточки рядом с Никитой – так от сердца и отлегло. Вообще душевный он человек. Со всеми поговорил, всем руки пожал. А рукопожатие у него такое теплое.
Рукопожатием с главой страны обменялись в тот день десятки жителей Шемурши. Среди них – и пенсионер Вячеслав Кириллович Захаров, встречавшийся с Президентом в библиотечной читальне. Приезд Путина он, как и все односельчане, считает событием эпохальным: “Ни разу прежде правители России – ни цари, ни генсеки – Шемуршу вниманием не жаловали”. Вячеславу Кирилловичу — 75, хотя выглядит он куда моложе – подтянутый, спортивный. Довелось ему, по его словам, поработать почти при всех руководителях страны, кроме Ленина. В молодости был “сталинистом”, потом разуверился, в 90-х агитировал за Ельцина – и в нем разочаровался. Каждого руководителя оценивает Захаров со своих позиций, потому как сам немало поработал на ответственных должностях — в райкоме, райисполкоме. А в конце 50-х отправился поднимать разорившийся колхоз и сам себе слово дал, что с делом справится. В итоге из долгов хозяйство вытащил, первым в районе начал платить колхозникам за работу – зерном, соломой (за что пеняли ему порой коллеги-председатели, развращаешь, мол, народ). Но и за дисциплиной Захаров следил строго, боролся с несунами: “раз без внимания такой факт оставишь, он обязательно повторится”. И нынешнего Президента страны Вячеслав Кириллович за то же уважает. Во-первых: дал слово – держит. Во-вторых, за порядком следит. В-третьих – о простых людях не забывает. У супруги Захарова Зои Николаевны на высокого гостя свой женский взгляд: “Милый такой человек, симпатичный, обаятельный очень и простой – будто один из нас”.
Сама Зоя Николаевна хоть Путина и видела, но лично с ним не общалась, встречала его на улицах села, вместе с сотнями шемуршинцев. Хоть денек выдался морозным, да и ожидание затянулось на несколько часов, люди не расходились. Шибко озябшие бегали домой согреться чайком, другие и термосы с собой прихватили.
Больше всего народу собралось в четверг у районной администрации, ставшей на несколько часов своеобразной штаб-квартирой Президента страны. А заодно – и пресс-центром: чтобы разместить всю пишущую и снимающую журналистскую братию, пришлось на время переселить из кабинета первого зама главы.
В администрации Путин и прочие высокие гости перекусили (еду готовил приехавший из Москвы повар), там же провели совещание по развитию села. И хоть день у российского Президента — как всегда — расписан был по минутам, несколько раз в Шемурше выходил он “в народ”. Видел, как люди этого ждали.
Долго будет еще обсуждаться в Шемурше приезд Путина: у кого побывал, с кем говорил, кому руку пожал. По-разному запомнился сельчанам глава страны. “Серьезный, сдержанный, глубокий человек”, — говорят одни. “Улыбчивый, открытый”, — утверждают другие. “Аура у Путина особая, — дружно заявляют женщины в библиотеке, – к себе притягивает”. В одном только единодушны шемуршинцы: такого в истории села никогда не было. Да, пожалуй, и не будет…
Вновь и вновь переживают минувшие события и герои дня. Таня Матвеева пришла к выводу — жизнь в глубинке может быть куда интересней, чем в столице. “Мы ведь и в Чебоксарах могли осесть, — говорит она. – Когда я диплом писала, мы в городе квартиру снимали, Игорь работу нашел. Потом дочки родились, и всей семьей вернулись в Шемуршу. А теперь я думаю – останься мы в городе, разве был бы у нас такой дом? А о том, чтоб самого Путина в гостях принимать – и мечтать бы не могли”.
Надежда Павловна Соргина вздыхает о своем: “Эх, пораньше бы он появился – может, и жизнь у меня по-другому перестроилась. Только сейчас я поняла, как мы время не ценим. У Путина ведь все расписано как по секундомеру — с утра переговоры, днем – к нам, вечером – с Алиевым встреча… И на нашего Президента, на Федорова, я другими глазами стала смотреть – какая ж нагрузка ему досталась!”
А Никита Поляков пристрастился теперь к просмотру теленовостей. Каждый вечер просит бабушку: “Не переключай на сериал, сейчас “Новости” будут!” Сидел он у экрана и в пятницу, когда прогремел взрыв в московском метро. А затем поделился с Надеждой Павловной:
— Баб, а он совсем другой стал. К нам когда приезжал – добрый был, улыбался. А сейчас лицо у него такое строгое, усталое.
Походил потом Никита, подумал и выдал “резолюцию”: “Трудная все-таки эта профессия – президент”.
– Не профессия — должность, — поправила бабушка.
– Нет, профессия, — стоял на своем внук.
Десятилетнему мальчишке разве объяснишь разницу? Он все по-своему понимает: должность – это как обязанность, а профессия – вроде призвания. Не каждому дано.