- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Формула тепла КТ

Ругать жилищно-коммунальное хозяйство стало чуть ли не правилом хорошего тона. Вот и некоторые депутаты Государственного Совета ЧР озаботились состоянием дел в этой отрасли, что вылилось на прошлой неделе в парламентские слушания с самым широким участием. Здорово досталось ООО «Коммунальные технологии», крупнейшей компании в ЖКХ Чувашии, основными видами деятельности которой являются производство тепла, передача тепловой и электрической энергии потребителям. Можно подумать, КТ и есть главный виновник всех бед отрасли… 
«Оправдываться нам не в чем», – считают в компании, тем не менее в комментарии корреспонденту газеты не отказали – мы встретились с исполняющим обязанности генерального директора Андреем МАРТЬЯНОВЫМ.

НЕ РУГАЙТЕ… МАМУ

– Андрей Валентинович, вспомнил высказывание одного из ваших коллег: «Ругать ЖКХ – это все равно что ругать маму, которая согревает, чистит, стирает, создает уют». А тут такая публичная порка. Не обидно?
– Безусловно, подобное отношение к компании огорчает, вызывает сожаление. КТ создавались с целью повышения качества, надежности и безопасности тепло- и электроснабжения потребителей, формирования новых стандартов качества их коммунального обслуживания, и с самого начала здесь со всех энергокомпаний и ресурсоснабжающих организаций были собраны лучшие специалисты. Сегодня в «Коммунальных технологиях» работает более 2,1 тыс. человек – профессионалы своего дела. Менеджмент и персонал, представляющие единую команду, обеспечивают эффективное развитие компании на благо городов, где мы работаем, в целом республики. «Тепло и свет в каждый дом» – в нашем девизе как нельзя лучше отражена клиентоориентированность, социальная направленность деятельности компании. Надеюсь, что позиция некоторых депутатов, озвучивших искаженные данные о нашей деятельности, продиктована лишь незнанием всех граней деятельности энергокомпании либо недостаточной нашей заботой об информировании населения о своей деятельности.
– На слушаниях как раз прозвучал упрек в сокрытии информации: мол, «не можем получить калькуляцию и смету выполненных работ», закупки не прозрачные…
– Упрекать нас в закрытости также, поверьте, несправедливо. Двери моего кабинета открыты для всех – заходите без стука. Кстати, может быть, нам стоит пригласить депутатов в свои котельные, показать котлы, на месте рассказать о своей работе – парламентариев, говорят, лет десять там не видели…
А если серьезно, то вся информация, касающаяся нашей деятельности, открыта – интересующие цифры и сведения есть в любых стандартах раскрытия информации. В соответствии с Федеральным законом № 223 от 20.07.11 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ежегодный план закупок, составляющий порядка 600-700 млн. рублей, с полной номенклатурой и ценами размещен в открытом доступе на официальном сайте zakupki.gov.ru. Более того, информацию о закупках мы размещаем и на собственном сайте kom-tech.ru, что в принципе делать необязательно. Все легко можно проконтролировать и отследить. Анонсирование закупок, информация о результатах их проведения, реестр договоров и т. д. – ничего не скрываем. Торги проводятся в открытой форме, могут участвовать все желающие. Если говорить о критериях их выбора, то в первую очередь это, безусловно, качество предоставляемых услуг, поставляемых материалов, а дальше – цена и т. д.
И утверждение о том, что у нас уставный капитал составляет всего лишь 10 тыс. рублей, тоже неправда. И здесь никакого секрета – 2,7 млн. рублей. К слову, ровно год назад тот самый депутат-«справоросс» проиграл нам в Арбитражном суде, где мы доказали, что все было выполнено в строгом соответствии с требованиями закона. Тем не менее из уст народного избранника снова звучит этот пресловутый «тезис о 10 тыс. рублей», что будоражит сознание людей.
И еще: участники общества не в Москве, как пытаются представить некоторые. Их два – зарегистрированное в Нижнем Новгороде «Русское коммунальное общество» и «Волжская инвестиционная компания» с 50-процентной долей государства. Так что прибыль бурным потоком в Первопрестольную не утекает. В прошлом году компания заплатила более 300 млн. рублей налогов в различные бюджеты. Плюс сотни миллионов рублей муниципалитету за аренду теплосетевого хозяйства. Впрочем, прибыли, которая могла бы быть направлена на развитие тех же чебоксарских теплосетей, попросту нет – уже несколько лет нам ее не дают как составляющую в тарифе. А побочные виды деятельности (к примеру, установка узлов учета на коммерческой основе, обслуживание абонентских ТП – это легитимный вид бизнеса) миллионы и миллиарды не приносят – эти средства также используем абсолютно прозрачно, ведь они идут на покрытие сверхнормативных потерь от передачи тепловой энергии.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ В ТАРИФЕ

– Убрать посредника, то есть КТ, и тогда, видите ли, население меньше будет платить за ресурсы. Насколько оправданны такие ожидания?
– На том же Госсовете прозвучало предложение передать сети в том или ином виде городу. Для управления всем этим хозяйством городского ресурса точно не хватит. Решение о создании «Коммунальных технологий» в 2003 году было однозначно правильное. Вспомните, компания сформировалась на базе нескольких МУПов, накопивших огромные для того времени долги – 120 млн. рублей, с которыми КТ успешно рассчитались.
Главное, мы обеспечиваем бесперебойное снабжение горожан теплом и горячей водой, без каких-либо серьезных аварий прошли очередной отопительный сезон. Это и есть ответ некоторым «горячим головам», предлагающим поделить большую компанию на несколько частей.
Если говорить о тарифе за тепло, уверяю вас, с отстранением КТ он не изменится. Наглядный пример – Новочебоксарск, где мы до конца прошлого года были поставщиками тепловой энергии до конечного потребителя. Теперь мы только теплопередающая организация, поставкой тепла занимается филиал ТГК-5. При этом тариф для конечного потребителя остался почти на том же уровне с незначительным уменьшением на 12,7 рубля в расчете на одного человека.
– Вас обвиняют в том, что, покупая 1 гигакалорию тепла у той же ТГК-5 за 600 рублей, КТ продают его населению по 1200 рублей.
– Во-первых, тариф устанавливаем не мы – это прерогатива государства в лице Региональной службы по тарифам, которая во столько оценила стоимость выработки энергии и услуги по ее транспортировке от источника теплоснабжения до конечного потребителя. Ради справедливости следует отметить, что наши оппоненты почему-то берут заниженный показатель, равный 600 рублям. При покупке тепла у ТГК-5 с НДС стоимость ресурса для нас возрастает до 721 рубля. Поэтому ни о каких «в два раза» речи не может идти.
– Справедливости ради стоит признать, что столичный мэр Алексей Ладыков на слушаниях заступился за вас, напомнив о котельных КТ, на которых себестоимость энергии выше. Объясните, как это влияет на тарифы?
– Действительно, у людей, которые с нами непосредственно работают, имею в виду руководителей муниципальных образований, меньше всего к нам претензий. Глава администрации города имел в виду то, что примерно половину города отапливают котельные КТ, другая часть обеспечивается теплом от ТЭЦ-2, вырабатываемые гигакалории которой дешевле, чем тепло, получаемое на котельных. Технологии таковы, что на электростанции тепловая энергия – это побочный продукт, получаемый при выработке киловаттов электроэнергии, а на котельных сжигаемый газ дает только тепловую энергию. Но чебоксарцы все равно платят по одному тарифу – иначе жители домов, обогреваемых теплом от котельных, несли бы расходы за отопление в разы больше, чем «близкие» к ТЭЦ горожане. Один тариф для всех – это не инициатива «Коммунальных технологий». Практика его применения широко используется больше для урегулирования социальных вопросов, чем экономических. Никто, кстати, не подсчитывал, но, может быть, дифференцированный подход и отмена единого тарифа были бы выгодны нашей компании. Но об этом мы сегодня не думаем и строго исполняем тарифное законодательство.

КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ

– Насколько я знаю, компания предпринимает серьезные шаги по оптимизации расходов, есть даже план мероприятий. Что он включает?
– Приходится затягивать пояса, но тем не менее это осознанный шаг, направленный на уменьшение нагрузки для конечных потребителей. Не буду останавливаться на мелочах, но некоторые моменты стоит отметить. Нас упрекали за аренду дорогого офиса на площади Речников, 3. Так вот, совсем скоро съедем отсюда, о чем уже предупредили собственника здания. Рассматриваем новые адреса, скорее всего, единого офиса уже не будет – расположимся в нескольких местах, в том числе на собственных площадях, что позволит в разы сократить плату за аренду помещений.
Предстоит также оптимизация штатной численности, что, подчеркну, коснется только исполнительного аппарата, а техперсоналу, рабочим беспокоиться не стоит. Есть и другие меры по сокращению собственных затрат, экономия от каждого по отдельности, может быть, не очень большая, но копейка к копейке – в целом вся эта работа позволит перенаправить высвободившиеся тарифные источники на реконструкцию сетей.
– Годом ранее долги потребителей перед КТ составляли порядка 1,2 млрд. рублей. Нынче разговор идет уже о большей сумме. При этом специалисты утверждают, что население платит. Так где же деньги?
– Доля муниципалитетов в общей массе платежей составляет 16%. Это детские сады, школы, больницы и другие бюджетные учреждения – по ним нет вопросов, платят вовремя. По нашим данным, население платежеспособно на 95%, то есть эта часть населения добросовестно платит за потребленные ресурсы. Могу немного ошибиться, но до нас доходит порядка 60% средств. Не будем никого обвинять, мы не органы следствия, и все же догадаться, где оседает вот эта разница, нетрудно. К сожалению, провалы в законодательстве пока не позволяют исключить такую ситуацию.
– Новочебоксарская УК «Новэк» задолжала вам сотни миллионов рублей. Получается, вы никак не застрахованы от появления подобных ей управляющих компаний?
– Работать с населением непросто, и мы понимаем, как сложно приходится тем же УК. Поэтому и встречаемся с их руководителями, ищем пути компромисса… Но только не с теми, которые банкротятся специально. А дело «Новэк» в суде – пусть разбираются профессионалы, его руководством занимаются правоохранительные органы. Да, гарантии, что новых «Новэк» не будет, нет, и такие случаи по стране далеко не единичны. Но законодатель в настоящее время вырабатывает инструменты защиты, которые призваны исключить, скажем, банкротство подобных компаний. Со временем обязательно все придет в норму.
Сегодня задолженность потребителей за тепло и горячую воду перед нашей компанией составляет 1,3 млрд. рублей. Плохая собираемость платежей не освобождает нас от текущих платежей ТГК-5, Межрегионгазу, Чувашэнерго. Дефицит финансового потока как разницу между тем, что мы поставили потребителям, и тем, что мы получили в виде оплаты, компенсируем привлечением кредитов. Делается это для того, чтобы горожане не страдали от той кризисной ситуации, которая сегодня есть. Но и наши выплаты по процентам за кредиты растут.
– Помню, несколько лет назад руководство компании всерьез говорило о том, чтобы флаг КТ был в каждом районе республики. На тех планах поставлен крест?
– Я бы и Казань захватил! (Смеется.) Кроме Чебоксар и Новочебоксарска мы сегодня работаем в Цивильске, Мариинском Посаде. С точки зрения получения прибыли деятельность в других районах республики, конечно, рассматривать можно, но сегодня нам и здесь хватает работы.
Теплоэнергетика из всех направлений ЖКХ больше всего подвержена старению, поэтому нам как воздух необходимы инвестиции – либо из муниципальных фондов, либо в виде надбавки в тарифе на передачу тепловой и электрической энергии. Активно занимаемся привлечением федеральных средств. Совместно с городом и ТГК-5 готовимся разработать схему теплоснабжения г. Чебоксары, которая должна стать обоснованием привлечения инвестиций в республику. Также намерены войти в ряд целевых программ под эгидой Фонда содействия реформированию ЖКХ, из которого при разумном обосновании их использования Правительство РФ выделяет средства для развития отрасли. Словом, мы не стоим на месте – нацелены на перспективное развитие.