- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Колхоз наш крепкий

Но будущее за капиталистами

Председатель СХПК-колхоза им. Ленина Чебоксарского района Святослав Егоров к приезду корреспондента находился в отпуске. «Выйду на работу – свой стол в кабинете переставлю, руководить стану за общим, в кругу специалистов», – сказал он, показывая на длинный стол для заседаний. При этом глава хозяйства коллегиальность считает признаком не советского стиля, а, наоборот, рыночного, капиталистического.
Этот руководитель и его хозяйство – настоящее воплощение нынешних экономических противоречий на селе. Крепких коллективных хозяйств в республике осталось совсем мало, СХПК с характерным названием – одно из них. «На сегодня наш колхоз – живой, здоровый, действующий организм со своими проблемами и сложностями», – без ложной скромности говорит сам председатель.
Особую значимость этому придает тот факт, что хозяйство-то расположено в половине часа езды от столицы, чуть ли не в пригороде. Не требующей высокой квалификации работы в Чебоксарах сейчас завались. Оттока людей в таких условиях хозяйству избежать, конечно, не удается. Если в 2002 году, когда Егоров стал председателем, насчитывалось почти полтысячи человек персонала, то сейчас впятеро меньше. Тем не менее экономика не развалилась, а окрепла.
СХПК им. Ленина является одним из самых крупных в Чувашии производителей молока, на здешнем высокомеханизированном комплексе, запущенном семь лет назад, содержится 470 коров, а всего в колхозе более 1000 голов крупного рогатого скота, несколько сотен свиней.
Молочное животноводство – основная статья доходов хозяйства. Средний надой от одной коровы в прошлом году превысил 5000 кг. В эти дни валовой надой от всего стада составляет до 7000 кг в сутки – такого в хозяйстве еще не было.
Благодаря чему удается держаться на плаву при постоянном снижении численности людей? Во-первых, за минувшие десять лет техника стала значительно производительнее, считает Егоров. Редкий год мехпарк не пополняется новым комбайном либо трактором. Правда, тут не обходится без казусов… Когда пошла массовая компьютеризация, пришлось закупить несколько машин для бухгалтерии, что было встречено механизаторами в штыки: зачем тратить десятки тысяч рублей на безделушки, лучше еще одну сельхозмашину купить… Егоров пресек разговоры просто, поймав одного такого ретрограда нетрезвым за работой. «Тебе не за 20 тысяч, а за два миллиона машину доверили, а ты так относишься к делу…»
Подобные случаи, конечно, для хозяйства не повседневность. Люди держатся за работу. Зарплата не сказать, что очень высокая, но председатель всячески старается компенсировать это. Обеды обходятся в символические 50 рублей, мясо можно купить по себестоимости. Если у человека намечается свадьба либо еще какое-то затратное мероприятие, выдают аванс за два-три месяца вперед. Все это привлекает молодых специалистов. Инженер Анатолий Григорьев работал в городе, а недавно перешел специалистом по механизации животноводства. Женился, взял кредит на покупку жилья.
Обо всем этом Святослав Александрович рассказывал с увлечением и гордостью. Подумалось, что закончит словами, мол, коллективную форму хозяйствования хоронить рано… Резюме, однако, оказалось неожиданным. Егоров заявил, что СХПК со временем, видимо, себя изживут, а будущее за капиталистами. Собственность только тогда эффективна, когда она принадлежит конкретному человеку, хотя это и непростое бремя.
– Вот мне за 60 лет, выйду я с чем? Да ни с чем…
– Тем не менее дело вы ведете как личное, собственное…
– Да, это так, но в наше время таких в общественном хозяйстве мало, большинство старается урвать и уйти. А от кровной собственности не уйдешь.
С такой точкой зрения, возможно, не все коллеги Егорова согласятся. Да и те, кто его знает, не поверят Святославу Александровичу – так он печется о своем колхозе. Любит его историю. В его кабинете много фотоальбомов о буднях хозяйства, и все снимки сделаны самим председателем.
– Мы не вправе осуждать или – того хуже – смеяться над тем, чем жили наши предшественники да и мы сами еще не так давно. Это надо воспринимать как факты истории и двигаться дальше, – сказал Егоров на прощание.