- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

О чем писала «Трудовая газета»

Один из первых номеров «Трудовой газеты» от 9 мая 1922 года открывался объявлением: подписная цена на месяц 200 тысяч рублей. «Плата за объявления за строку петитом с советских и государственных учреждений – 40 тыс. рублей, с профсоюзных – вдвое дешевле, с кооперативных и частных – 50 и 60 тыс. рублей». И точку в номере ставил призыв: «Товарищи, пишите в газету!» Через несколько дней уже следует уточнение: «Подписка на июнь с доставкой по почте в денежных знаках образца 1922 года – 25 рублей». О чем же рассказывала газета своим подписчикам? 

РАННИЙ ПАР
«В нашей местности со стародавних пор крестьяне пашут пар во второй половине июня и даже в июле. Оставление поля в нераспаханном виде до половины лета ведет к тому, что поле зарастает сорными травами. Земля слеживается, утаптывается скотом и сильно высыхает. Такой порядок ухода за паровым полем очень нецелесообразен и невыгоден и ведет к сильному понижению урожая озимых хлебов. Достаточно провести вспашку на 4 недели раньше, и каждая десятина в среднем даст лишних 15-20 пудов хлеба».

ЧТО ТАКОЕ ХЛЕБНЫЙ ЗАЕМ
«С 1 июня во всех отделениях государственного банка принимается подписка на хлебный заем. Что это такое? Не собирается ли государство занимать хлеб у населения? Как раз нет, а наоборот: государство просит у населения денег, а расплачиваться с ним будет хлебом. Тот, кто купит облигацию хлебного займа, получит за каждые 380 рублей (дензнаками 1922 года) один пуд ржи. Рожь ведь дороже денег. Она в цене не падает, а все поднимается. Если не в состоянии ждать, когда заплатят хлебом, продай свои облигации, закладывай. Все разрешается декретом, и ты ничего не теряешь».

ЦЕРКОВНЫЙ ФЕВРАЛЬ
«Патриарх Тихон верно служил контрреволюции. По его приказу после октябрьского переворота раздавались набатные звоны и собирались «темные» верующие для того, чтобы громить большевиков, чтобы не допустить инвалидов первой мировой войны на житье в монастыри. Это он предал анафеме Советское правительство. Это он наконец дал лозунг для борьбы с Советской властью на почве изъятия церковных ценностей в пользу голодающих. Внутри церкви происходит борьба, подлинная церковная революция. «Живая церковь», по замыслу ее творцов, должна устранить языческое благолепие церковной службы. Она должна заменить непонятный для масс церковно-славянский язык языком трудящихся. …Мало того, «живая церковь» считает христианство несовместимым с капитализмом и поэтому приветствует советский строй. Церковь сейчас переживает свой «февраль»…

ОБЪЯВЛЕНИЯ
Утеряны: Партбилет № 748414. Ордера на рожь и овес. Паспорт. Карточка на лошадь. Документ на покупку вещей. Удостоверение и личная карточка. Заборная книжка.
Почтовый ящик. «Г.М. Седойкину с. Атрать. Газета на ваше имя аккуратно нами сдается на почту, которая отсылает ее в Кладбищенское п/о через Кувакинское п/о по пятницам. Поэтому справьтесь в Кладбищах. Меры со своей стороны мы приняли».

«Хозяйствует»
«На Барышской мукомольной мельнице хозяйствует заведующий Горбунов. Три месяца назад на мельнице было сокращение штатов. Сокращенные и теперь остаются за бортом, так как, несмотря на указание Укома труда, Горбунов берет на службу своих «сватьев-братьев», не соответствующих своему назначению. А хорошие работники остаются на произвол судьбы. Нужно бы Алатырскому упродкому «предупредить» энергичного заведующего за такие поступки. Иначе может быть тормоз в бухгалтерии».

К борьбе с пьянством
«Народный комиссариат внутренних дел предложил издать обязательные постановления, запрещающие совершенно гнать самогонку и появляться в пьяном виде. Такое распоряжение, во всяком случае, нельзя не приветствовать. Мы видим, что пьянство развивается. Количество самогонщиков день ото дня прибавляется. Особенно это заметно в деревне, где нашлись люди, которые гонку самогонки превратили в настоящий промысел. Столь драгоценный пока хлеб превращается в зелье, одурманивающее человека. Каждый честный труженик должен осознать, что самогонщик – его злейший враг, который грабит его средь бела дня».

Взятка
«Взяточничество старо как мир. В капиталистическом государстве мы имеем весьма распространенный и освященный вид взятки. Это так называемая плата за посредничество. Если вы хотите купить или продать какую-либо крупную партию товара, вы не можете это сделать, не «подмазав» заинтересованные фирмы и учреждения. Вы должны «поставить» ужин в ресторане, там сговориться насчет «комиссионных». Даже при мелких сделках при купле-продаже существует непременный обычай «магарыча». Если тот или иной купец или промышленник производит поставку какому-либо государственному учреждению, он не может обойтись без взятки начальнику. Если в этой поставке из числа многих конкурентов будет выбран поставщик с наилучшим товаром, он должен дать взятку «вообще», иначе поставка будет отдана кому-либо другому.

Вот лишь несколько сюжетов, появившихся на страницах «Трудовой газеты» 90 лет назад. Можно представить, как краеведы и исследователи потирают руки в предвкушении перелистать возвращенные на родину номера газеты. Любопытно, что уже в то время газета в ранге уездной вполне «тянула» на республиканский масштаб. Возможно, по этой причине выбор партийного обкома в 1925 году пал именно на нее. Многие моменты из старых газетных статей актуальны и сейчас. Как свежо подмечено про взятку, самогоноварение, самодурство начальников…