- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Логика безумия в действии

В Национальном музее презентовали редкие книги

Лауреат Нобелевской премии 2011 года по литературе Тумас Транстремер (Швеция), если можно так выразиться, виртуальным образом побывал на днях в Чувашии. И не один, а в компании с официально признанным безумным поэтом Тихоном Чурилиным.
В конференц-зале Национального музея прошла презентация книг, в общем-то, малознакомых российскому читателю авторов, представленная литераторами-авангардистами Алексеем Прокопьевым и Арсеном Мирзаевым. Оба гостя, кстати сказать, связаны с землей чувашской, хотя и живут в Москве и Питере. Прокопьев вообще уроженец Чебоксар. Мирзаев же признался, что «лично способствовал обзаведению чувашскими корнями», поскольку приезжал сюда не раз и не два в качестве друга знаменитого нашего поэта Геннадия Айги.
Покойный Геннадий Николаевич, по словам Прокопьева, дружил также и с Тумасом Транстремером. Некогда они практически одновременно претендовали на «нобелевку». Но победил другой. «Думаю, Айги очень бы обрадовался за друга, если бы знал, что Тумаса наконец наградили», – сказал Алексей Прокопьев. Правда, сам Транстремер хоть и жив, но выходить из своего прибежища в Стокгольме не может. Он наполовину парализован.
Что же касается Тихона Чурилина, то этот яркий представитель так называемого Серебряного века отечественной литературы закончил свои дни еще в 1946 году в психиатрической лечебнице. «В стихах Чурилина есть строгая логика безумия и подлинно бредовые образы», – похвалил как-то соратника сам Николай Гумилев. А Марина Цветаева, говорят, была страстно влюблена в Тихона, звала его гением. Но постепенно имя необычного автора забылось и лишь сейчас начало вновь появляться на поверхности истории.
– Судя по образу жизни, ваш герой был бы близок к современной молодежной субкультуре эмо, а по творчеству – к панкам. Так какого же направления он на самом деле являлся предтечей? – поинтересовался у презентовавшего Чурилинский двухтомник Мирзаева корреспондент «СЧ».
– Не знаю. Время еще не показало, но обязательно покажет, – в ответ пожал плечами Арсен.