- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

«Невзирая на лица, звания и должности»

Российское министерство внутренних дел разработало план борьбы с коррупцией, рассчитанный на 2008–2010 годы. Некоторые подробности этого документа раскрыл глава этого министерства генерал армии Рашид Нургалиев в эксклюзивном интервью правительственной «Российской газете».
Как рассказал министр, впервые за последние десятилетия попытка систематизировать борьбу с мздоимством чиновников была сделана при подготовке Национального плана противодействия коррупции. Документ МВД, подготовленный по поручению Президента, призван конкретизировать задачи милицейского ведомства в этой сфере. Нургалиев не стал вдаваться в оперативные и прочие технические подробности, но подчеркнул, что главное в обоих этих документах – «обеспечить неотвратимость наказания для всех коррупционеров, невзирая на лица, звания и должности». Министр сообщил о некоторых громких расследованиях и задержании высокопоставленных чиновников, произошедших в последнее время. Так, недавно было возбуждено два уголовных дела против представителей руководства Краснодарского края и некоторых федеральных министерств и ведомств, которые незаконно приобрели акции одного из предприятий энергетического комплекса. Аналогичные преступные схемы были выявлены и у их соседей – в Ростовской области и Ставропольском крае.
К ответственности за коррупционные преступления привлекаются также должностные лица из администрации города Орла и чиновники из Екатеринбурга, которые подозреваются во взятках и хищении бюджетных средств в размере свыше 39 миллионов рублей. Еще больше наворовал руководитель управления лесного хозяйства Липецкой области: переводя доверенный ему лесной фонд в категорию «земли поселений», он нанес государству ущерб на 12,7 миллиарда рублей!
Некоторые коррупционеры уже получили по заслугам. Скажем, сотрудники департамента экономической безопасности выявили в Ямало-Ненецком автономном округе хищения недвижимости Ростехнадзора на сумму, превышающую 50 миллионов рублей. Выяснилось, что махинациями занимались местные чиновники. Против них возбудили уголовное дело, и тогда всплыли новые факты взяточничества и присвоения средств еще на 19 миллионов. Суд признал вину расхитителей и приговорил их к длительным срокам лишения свободы – от 7,5 до 15 лет.
Всего же за восемь месяцев этого года правоохранительным органам удалось выявить свыше 24 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. То есть тех, что фактически подпадают под антикоррупционные статьи. Это на 15 процентов больше, нежели в предыдущем году, и в том числе по фактам взяточничества – почти на 7%. В суды направлены уголовные дела о более чем 15 тысячах преступлений, причем размер установленного ущерба, причиненного этими расхитителями и мздоимцами, составляет почти 784 миллиона рублей.
Однако если количественные показатели еще можно назвать удовлетворительными, то качественными глава МВД явно недоволен – по его мнению, они не соответствуют ни масштабам коррупции, ни возможностям правоохранительных органов. Главную причину этого он видит в стремлении обеспечить высокие показатели за счет пресечения мелких коррупционных преступлений. Иными словами, в милицейские сети чаще попадает «мелкая рыбешка», а не крупные хищники. О чем свидетельствует и статистика: доля выявленных с января по август серьезных преступлений составила чуть более 3,5 процента. И такое соотношение держится, увы, уже не первый год.
В целом, как самокритично признает Рашид Нургалиев, конечные результаты борьбы с коррупцией оставляют желать лучшего. Даже пойманным за руку мздоимцам нередко удается уходить от ответственности. Значительная часть уголовных дел рассыпается еще на стадии следствия, да и направление дела в суд отнюдь не гарантирует заслуженного и справедливого наказания зарвавшемуся чиновнику. По данным судебной статистики, в целом по России за решетку попадает лишь каждый десятый взяточник – остальные отделываются более мягкими наказаниями, что порождает «иллюзию безнаказанности». И причин тому много – от обыкновенного непрофессионализма следователей до продолжающего существовать телефонного права и снисходительного отношения судей.
По словам министра, правоохранительные органы, призванные защищать общество от коррупции, и сами оказались подверженными этой заразе. «Уже стали обыденными такие явления, как повсеместное – причем небезвозмездное – обеспечение безопасности коммерческих структур сотрудниками милиции, а проще говоря, «крышевание», – посетовал он. – Милиционеры активно участвуют в спорах хозяйствующих субъектов, осуществляют силовую поддержку рейдеров. Порой за соответствующее вознаграждение принимается «нужное» уголовно-процессуальное решение, проводятся или прекращаются проверки в интересах коммерческих структур или отдельных лиц». Только за первое полугодие 2008-го к уголовной ответственности за коррупцию было привлечено 1225 сотрудников милиции.
Но ужесточение наказаний – не панацея. Как сообщил глава министерства, в МВД завершается разработка антикоррупционного стандарта поведения как главной части Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, который должен быть принят до конца нынешнего года. Строже станет и отбор кандидатов на службу в милиции. Туда отныне будут принимать только по поручительству старших коллег. Более того, в кадровых службах МВД со следующего года начнут составлять своего рода кондуиты на тех, кому в этом ранее уже было отказано, – за пьянство, употребление наркотиков, связи с криминалом и иные прегрешения.
Такие же «черные списки» – Реестр дисквалифицированных лиц – уже заведены в главном информационно-аналитическом центре министерства и на коррумпированных или проворовавшихся чиновников и предпринимателей. Его задача – навсегда закрыть им дорогу во власть. На сегодняшний день в этом реестре пока чуть более 5,3 тысячи фамилий, но месяц от месяца он будет расти.
По данным Парламентской комиссии по борьбе с коррупцией, суммарный ущерб, причиняемый экономике России этим явлением, достигает 40 миллиардов рублей в год. А согласно некоторым зарубежным экспертным оценкам – превышает 20 миллиардов долларов. Коррупция проникла во все сферы и фактически стала неотъемлемым элементом повседневной жизни как на бытовом уровне, так и в экономике.
Поэтому генерал Нургалиев не обольщается. «Мы не идеалисты, – говорит глава МВД, – и прекрасно понимаем, что предстоит выполнить небывалый по своим масштабам объем работы. И не мечтаем получить через год или два какой-либо ощутимый эффект. Процесс оздоровления общественных отношений – очень длительный и может растянуться не на один десяток лет».