- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Пламя жалости не знает

Пожары – третья по степени (после недугов и ДТП) опасность, угрожающая жизни и благополучию жителей республики. По данным огнеборцев, порядка 80 проц. возгораний в Чувашии случаются в жилом секторе. И большинство погибших в огне находились в нетрезвом состоянии.
О пожарах – в последнюю очередь
«Большая часть из них – так называемые непрофилактируемые люди, – констатирует первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Чувашии А. Махов. – Телевизор они не смотрят, газеты не читают, состоят на учете в различных службах. Профилактическая работа, которая проводится с ними, положительного результата не дает».
Согласен со своим коллегой начальник Управления государственного пожарного надзора по Чувашии А. Дергунов. По его словам, социально благополучные не провоцируют пожаров, они редкость среди жертв огненной стихии. Еще одно не менее важное наблюдение. «Мы не раз задумывались, с чем же все-таки связаны всплеск и спад бытовых пожаров, – рассказывают огнеборцы. – Связывали это и с магнитными бурями, и с пиками солнечной активности, и с другими природными явлениями. Оказывается, все до банальности просто. Появляются у людей доходы – возникают пожары». Пенсионеры получают пенсию – начинаются возгорания. Погасило сельхозпредприятие долги по зарплате – жди беды. Сейчас пожарные с тревогой ждут долгих новогодних каникул, когда традиционно резко растет количество пожаров.
Пока же стрелка пожарного «барометра» показывает относительное благополучие. С начала года в республике возникло свыше одной тысячи пожаров, в которых погибло более 90 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года даже наблюдается некоторое затишье. Но ситуация не везде одинаковая. В одних районах республики допущен рост количества пожаров, в других – погибших. Почему так происходит? Специалисты уверены, что на местах к вопросам противопожарной охраны относятся как к второстепенным. Так, в некоторых районах (Шумерлинском, Аликовском, Комсомольском и др.), несмотря на строгие указания сверху, так и не приняты целевые противопожарные программы.
Людей погубила паника
Недавний пожар в подъезде одного из жилых домов в Новочебоксарске, унесший жизни четырех человек (в том числе двух детей), с технической точки зрения был рядовым. Точные причины трагедии еще выясняются, но уроки извлечь уже можно. Этот случай, прежде всего, показал полную неготовность жителей действовать в чрезвычайных ситуациях. Люди погибли, потому что не знали элементарных правил поведения во время пожара.
Чтобы подобное не повторилось впредь, пожарные совместно с представителями местных органов власти провели в городе ряд мероприятий. Обошли весь жилой сектор, проверили, в каком состоянии находятся подъезды и дома, оценивали их, прежде всего, с точки зрения пожарной безопасности. Там, где можно и нужно, приняты меры. Пожарные прибегли к новой для них форме просветительской работы – дошли до старших подъездов и домов. Собрали их, провели уроки по правилам содержания недвижимого имущества, поведения в чрезвычайных ситуациях. «Конечно, до каждого жителя города не дошли, – говорят огнеборцы. – Теперь необходимо, чтобы домовой актив донес эти знания до всех остальных жильцов». В конце концов, у каждого свое бремя ответственности – у органов самоуправления, коммунальных служб, других структур. Верно? Как верно и другое – у семи нянек дитя без глазу.
Тихо о поджогах
После недавних случаев в Москве и аналогичных в Чебоксарах у многих на слуху разговоры о поджогах. Пожарные говорят о них с большим нежеланием, стараясь не спровоцировать этот вид «сведения счетов». Может быть, это и правильно. Тем не менее от уподобления страусу, зарывшему голову в песок, количество таких пожаров вряд ли уменьшится. Так много ли поджогов в общем количестве пожаров? По словам полковника внутренней службы А. Махова, их доля из года в год сохраняется на уровне 9-12 процентов. К поджогам, как правило, прибегают с целью уничтожения следов других преступлений, банального сведения счетов, «насолить» недругу. Поэтому по таким делам материалы обычно передаются в органы внутренних дел. Бывает, иногда трудно определить, с чем имеют дело огнеборцы – с поджогом или случайностью. И тогда на помощь приходят новые технологии. «У нас есть прибор, определяющий наличие на месте возгорания легковоспламеняющихся жидкостей – бензина, керосина, других гремучих смесей, – рассказывают пожарные. – С его помощью в Батыревском районе и Чебоксарах пожары были квалифицированы как поджоги».
Возросшая автомобилизация населения тоже сказывается на количестве поджогов. Недавно в один день на территории Чувашии сгорело четыре автомобиля. В трех случаях – два в столице республики и один в Ядрине – в возгораниях усматривается злой умысел неустановленных лиц. По признанию пожарных, количество автоподжогов несколько возросло, но это не говорит об устойчивой тенденции роста. Просто машин становится больше. Нет в Чувашии и «народных мстителей», встающих на защиту обиженных и обездоленных.
Где-то густо, где-то пусто
«За последние 25 лет на территории Чувашии не построено ни одного нового пожарного депо, – заявил А. Махов на брифинге, организованном для представителей республиканских СМИ. – Такая же картина в бурно растущей вширь и ввысь столице республики». Но лед, кажется, тронулся. В Чебоксарах принята целевая программа по пожарной безопасности, в соответствии с которой должно появиться как минимум два пожарных депо. Одно из них построят в районе «Сантека», другое – по федеральной программе (и, естественно, на федеральные деньги) – в новоюжном районе столицы (между улицами Баумана и Пролетарская). Кроме того, очень скоро отсутствие пожарного депо начнет ощущаться в строящемся «Новом городе». Там их предусмотрено два, но хорошо бы начать строительство хотя бы первого.
Если в столице республики пожарные подразделения расположены более или менее равномерно, то ситуация в некоторых районах намного хуже. Так, в Порецком, Аликовском и Красноармейском районах, кроме подразделений государственной противопожарной службы, выездной пожарной техники вообще нет! Пожары некому и нечем тушить. Потому нередки случаи, когда к моменту прибытия огнеборцев дом уже сгорел.