- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Справились без английского рожка

чувашская государственная академическая симфоническая капелла морис яклашкин

Сорок пятый концертный сезон Чувашская государственная академическая симфоническая капелла открывала концертной программой, в которую вошли шедевры мировой и отечественной классики. Руководитель капеллы Морис Яклашкин объяснил корреспонденту «СЧ», что, выбирая для исполнения произведения Чайковского и Рахманинова, он исполняет завет Ивана Яковлева – просвещать и образовывать. 
Публика для образования и просвещения пришла весьма благодарная. И, главное, ее было так много, что можно говорить: зал филармонии переживает своего рода Ренессанс. Благодарность и воодушевление иногда даже переливались через край. Как ни старался маэстро останавливать аплодисменты между частями оркестровой сюиты решительным дирижерским жестом, публику было не унять. А на шубертовской мессе молодежь пробовала даже визжать от восторга, не дождавшись финала. То есть просвещение по-прежнему актуально.
Первым номером исполнялись «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова, с которым у Яклашкина особые отношения: чувашский дирижер признается, что очень хорошо «осязает» музыку русского гения. А «Симфонические танцы» – и музыка особая. Это последнее произведение Рахманинова. Написанное в начале Второй мировой войны, оно наполнено глубокой душевной скорбью, но вместе с тем необыкновенно мощное и масштабное. И оркестр с дирижером, начиная с четкого ритма в пианиссимо скрипок, смело повели зрителя в это вдохновенное путешествие с разливами русских мелодий и грозными аккордами. Не слишком сказалось на качестве звучания даже отсутствие на премьере английского рожка, без которого сюита практически не исполняется. Рожок был успешно заменен гобоем.
Но особые ценители все же высказали пожелания услышать исполнение оркестром рахманиновского произведения еще раз, когда в Чебоксары прибудет указанный инструмент.
Дело в том, что английский рожок в оркестре был. Его в свое время выписали из Франции. Но капризный инструмент был сделан не из боснийского ясеня, как это полагается, а из альпийского. А потому корпус довольно быстро дал трещину. Сейчас инструмент отправлен туда, где сделан, для исправления ошибок. Французы извинились за неправильный ясень и обещали быстро заменить его на правильный.
В Вариациях на тему рококо Петра Чайковского солировал гость из Казани, виолончелист Виктор Иванов. Однако «гвоздем» программы не стал. Артист госоркестра Татарстана переволновался и сыграл, мягко говоря, без блеска. Что и говорить, обязательное произведение Международного конкурса имени П.И. Чайковского – очень серьезное испытание на профессионализм.
Зато Месса ми бемоль-мажор Шуберта с участием хора академической капеллы, капеллы «Классика» и четырех солистов прозвучала весьма впечатляюще. Такую мессу можно смело везти на родину «немецкого сокровища». Два хора были единством, передавая свет и торжество последнего труда Франца Петера Шуберта, а квартет солистов был подобран просто идеально: два меццо, Светлана Ефремова и Маргарита Финогентова, бас Константин Москалев и тенор Алексей Смирнов будто всю жизнь оттачивали мастерство именно на духоподъемных песнопениях.
Одним словом, симфоническая капелла ясно показала, что не стоит на месте и готова и дальше помогать людям тянуться к свету посредством классики. Симфонический оркестр капеллы по составу уже догоняет оркестры так называемой полной величины, в нем уже играют 70 музыкантов.
Начало сезона ознаменовалось и приглашением худрука коллектива выступить в США, в штате Техас, с симфоническим оркестром Лас-Колинаса. М. Яклашкин получил письмо от музыкального директора этого коллектива Роберта Остина, который «рад возможности поработать вместе». Сроки пока не обговаривались, но предварительную программу за океаном от чувашского маэстро уже получили и внимательно изучают. В ней, конечно же, и Рахманинов, и Римский-Корсаков, Шуберт, Дворжак, Бетховен.
– Возможность выступить с американским оркестром важна не только для меня, – говорит М. Яклашкин, – это важно и для республики. В качестве дирижера Чувашию в Америке еще никто не представлял.