- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

От Средневековья до иранского ответа «Елене»

_d0b1d0b5d0b7d180d0b0d0b7d0bbd0b8d187d0b8d0b52Программа Фестиваль фестивалей, как обычно, компактна и менее всего нуждается в рекомендациях. Однако проясним некоторые детали.
ЧМКФ откроется фильмом из этой программы. Хотя в самой программе «Кинофестиваль» Василия Пичула, снятый по книге Сергея Кононова, один из самых спорных моментов, а потому интересны будут дальнейшие впечатления. Судя по отзывам и рецензиям, премьера фильма на ММКФ провалилась, а многие зрители не досидели до конца этого мюзикла о кинофестивале времен всевластья КГБ. Фильм, однако, отмечен жюри XIII Нью-Йоркского международного фестиваля независимых кино- и видеофильмов (NYIIFVF) за лучшую операторскую работу.
Совсем другая история с фильмом Александра Сокурова «Фауст», главным призером Венецианского кинофестиваля. В его основе первая часть «Фауста» Гете. Съемки были не из простых. Снимали с опасностью для жизни, группе приходилось работать и на леднике, и среди гейзеров, и около вулканов. К тому же во время съемок увеличивался бюджет, пришлось отказаться от съемок в Ватикане, а на последнем этапе средств едва хватило на озвучку. Но результат окупил все творческие и другие муки авторов фильма. Самые придирчивые критики дают ему высшую оценку, признавая, что он из тех фильмов, после просмотра которых меняется каждый. Образ чернокнижника Фауста взбудоражил многих зрителей, высказывавшихся в том духе, что от фильма можно обезуметь: выходя из зала, по-другому воспринимаешь реальность, вокруг происходит буквально Средневековье. Даже интеллектуалы от кино признаются: это самое трудное кино, которое удалось посмотреть за последние лет десять.
«Безразличие» Олега Флянгольца – тоже лента не без сюрпризов. Основные съемки проходили в СССР в 1989–1990 гг. Автор завершил работу лишь после 20-летнего перерыва. А в прошлом году она завоевала главный приз на фестивале «Кинотавр». Фильм повествует о трех днях из жизни молодого человека Петра Селутина (Федор Бондарчук соответственно 20-летней давности). Однако сюжет здесь далеко не главное. Фильм позиционируют и как произведение визуального искусства. С костюмами модельера Петлюры, анимационными вставками Бориса Казакова, хроникальными кадрами Мос­квы 60-х и мультиками про Белку и Стрелку. Возможно, это разоблачение столь милого всем мифа о шестидесятых. Или укрепление ностальгии по ним.
И все же самый нашумевший в этом списке – фильм иранского режиссера Асгара Фархади «Развод Надера и Симин», триумфатор 61-го Берлинского МКФ. Помимо премии «Золотой медведь» за лучший фильм он получил «Серебряного медведя» за лучшую мужскую и женскую роли, а также премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. С житей­ским сюжетом о вынужденном разводе в мусульман­ской стране иранскому режиссеру удается сделать картину, имеющую сегодня рейтинг 8 из 10, а рейтинг критиков и вовсе 99%. Зрители в один голос уверяют, что кино сделано виртуозно, но при этом предельно доходчиво и внятно. Критики разводят руками: «Развод» – это, по сути, иранский ответ нашей «Елене» Звягинцева, только не столь отрешенный и вычурный».