- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Взято на пробу

Какую пищу мы едим, что пьем и чем дышим? Каждый день ответы на эти вопросы находят в стенах испытательного лабораторного центра ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике».
Если какой-нибудь объект окружающей среды очутится в стенах этого учреждения, его ждет большое путешествие по многочисленным кабинетам, которое устроят люди в белых халатах. Атрибуты исследовательской деятельности на каждом шагу: батальоны мензурок, пробирок, всевозможные установки с бесчисленным количеством трубок разного калибра. Есть и вроде бы обычные компьютеры. Но это на первый взгляд. На поверку многие из них являются уникальными аналитическими приборами. Например, анализатор токсичности, аналогов которому до сих пор нет во всем мире. Его разработали российские ученые.
«Принцип работы очень простой, — поясняет Галина Олышева, кандидат биологических наук, врач-лаборант высшей категории. — Допустим, хотим проверить воду на содержание вредных веществ. В специальную шкалу вливаем пять проб со спермой крупного рогатого скота, замечательный природный индикатор. Образцы помещаем в разъем аппарата. Лазерный луч фиксирует все действия сперматозоидов. В это время на экране монитора высвечивается количество движущихся и замерших хвостатиков. По их состоянию определяется концентрация примесей в воде. Через принтер выводятся полученные результаты».

РАЧКИ НА СЛУЖБЕ

Устройство, напоминающее холодильник, на самом деле называется климатостат. На верхней полке вращается нечто схожее с миниатюрной центрифугой, нашпигованной колбами с тест-организмами. Ими служат едва видимые глазу рачки (дафнии) и водоросли. Создаются определенные условия. «С помощью беспозвоночной мелюзги и зеленоватой водички можно определить качество водной и воздушной среды, — отмечает Галина Федоровна. — Эти биологические модели очень чувствительны к химическим веществам. Был показательный случай, когда за дафниями приезжали коллеги из Нижнего Новгорода. Мы передали им экземпляры и предупредили, чтобы преждевременно не открывали пробку, воздушного столба для наших подопечных хватит еще на несколько суток. Позабыв о наставлении, на ночь крышку отодвинули. К утру ни один рачок не подавал признаков жизни. Оказывается, три дня назад в гостинице морили тараканов. Для рачков это стало смертельной дозой».

ЖИВЫЕ ТЕСТЕРЫ

Производители со всего Поволжья, а, бывает, и из Москвы, частенько наведываются в Чебоксары. Ведь лаборатория разрабатывает токсико-гигиенические паспорта на вновь выпускаемую продукцию. Два месяца специалисты тестируют новинки на грызунах. Наш центр — один из десяти в России, где проводятся исследования с использованием животных. В здешнем виварии сейчас более полусотни мышей, 130 морских свинок, 120 белых крыс и 60 кроликов, за ними ухаживает зоотехник. Кожа мохнатых тестеров по структуре схожа с младенческой. Поэтому легко определить, будет ли новинка оказывать раздражающее действие на кожу, слизистые оболочки, какие канцерогенные вещества могут накапливаться в организме и т.д. В основном к нам привозят на проверку смазочно-охлаждающие жидкости, продукцию нефтеперерабатывающей промышленности, лекарственные средства и товары бытовой химии.

В ПОХОД ЗА ВОЗДУХОМ

Два раза в неделю эксперты, вооружившись специальными мешками и стокубовыми шприцами, выходят в город… за воздухом. Раньше в маршруте было шесть остановок, сейчас осталось три — улицы Ленинского комсомола, Гагарина и Московский проспект.
«Уменьшение базовых точек связано, представьте себе, с улучшением качества воздуха, — рассказывает Наталия Никифорова, заведующая отделением санитарно-гигиенических лабораторных исследований. — Предприятия пока работают не на полную мощность, вот и результат. Превышений гигиенических норм в последние годы было немного. Нарекания вызывают только территории с интенсивным движением автомобилей».
Кстати, в лаборатории исследования воздуха проверяют, как и чем дышится на рабочих местах, в закрытых помещениях, санитарно-защитных зонах предприятий и т.д. Определяют уровень содержания концентраций фенола, формальдегида, окиси углерода, стирола, бензола, ацетона, этилбензола, ксилола, толуола, этилацетата и других химических веществ, выделяющихся из строительных материалов (декоративная пленка, обои, плитка, линолеум, герметики, мебель). Среди наиболее безопасных материалов эксперты особо выделяют немецкий ламинат риттер, который по своим экологическим показателям многократно укладывается в нормы токсичности даже для жилых помещений.

ТОКСИНЫ — НА ВЫХОД

В лаборатории химико-токсических исследований каждый день выводят на чистую воду токсины и в прямом, и в переносном смысле. Вот Надежда Ильина, химик-эксперт, делает хромотографический анализ почвы с территории одного из районов республики. Землю она измельчила, высушила, просеяла, упарила. После финальной очистки закачала полученную вытяжку с помощью шприца в сложный аппарат. Через считанные минуты на мониторе вышло — канцерогенных веществ 0,004 мг на кг. Норма 0,02 мг на кг, все в порядке, комментирует Надежда Анатольевна.
Тем временем в соседнем кабинете Наталья Капитонова загружала веселого Санта Клауса в климатическую камеру. Повернула пару рычагов, и установка загудела. Процесс пошел. Мягкая игрушка просидит здесь сутки. Через подведенные из трех концов трубки будет забираться воздух. Это позволит установить миграцию химических веществ из материалов в воздушную среду.
Мягкая вода
В лаборатории исследования воды все знают о том, какова водица из каждого источника. Волжскую воду контролируют тут ежемесячно. «Чебоксарцам особо за водопроводную беспокоиться не стоит, все соответствует санитарно-гигиеническим нормам, — заверяет Нина Иванова, врач-лаборант. — Проблемой только остается повышенное содержание железа из-за изношенности коммуникационных труб. А значит, увеличивается цветность и мутность. Можно порекомендовать сливать застоявшуюся воду минут десять. А еще незаменимы фильтры, которые удаляют железо. Поскольку в нашей местности не хватает фтора (из-за его недостатка развивается кариес), желательно покупать сменные кассеты еще и с этим элементом».
Часто горожане жалуются на характерный хлорный запах. Однако анализы из раза в раз показывают, что это в пределах нормы. Чтобы избавиться от раздражающего амбре, специалисты советуют применять фильтр, содержащий активированный уголь. Можно просто несколько часов отстаивать воду. Не стоит увлекаться дорогостоящими и навороченными очистителями. Деньги — на ветер, да и полезные компоненты вымываются.
У нас вода, по сути, мягкая. По замерам жесткость водопроводной колеблется от 2,9 до 3,9 при предельно допустимой норме 7 градусов. Так что широко рекламируемое по телевидению средство для стиральных машин в Чебоксарах можно не применять. Того, что заложено в порошки, уже достаточно. Исключение только для колодезной воды, она, как правило, жесткая. К тому же частенько в ней есть превышение нитратов из-за соседства с мусором. Поэтому нелишним будет хороший фильтр.

Марина ВАСИЛЬЕВА