- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Главней всего погода в клубе

Н.Александрова и Н.Змеева демонстрируют работы сельских кружковцев
Н.Александрова и Н.Змеева демонстрируют работы сельских кружковцев

Все учреждения культуры в этом году станут либо казенными, либо бюджетными, либо автономными. Изменения необязательно связывать с реорганизацией. Но без нее, конечно, не обойдется. А реорганизация – это не только поправки в штатном расписании и большая «бумажная» эпопея, а еще и взаимоотношения, набухающие именно в такой «неподходящий» момент. Вот и в селе Абызово хотели как лучше. Там побывала обозреватель «СЧ» Рита Кириллова.

«ССЫЛКА» В СОСЕДНЮЮ ДЕРЕВНЮ

Из Вурнарского района в редакцию позвонила бывший директор Абызовского сельского клуба Надежда Змеева и сказала, что после слияния этого клуба с СК и библиотекой деревни Апнеры и возникновения Абызовского центра развития культуры и библиотечного обслуживания она и еще одна жительница Абызова, Наталья Александрова, которая была в клубе худруком, остались без работы. Что директором новоиспеченного центра назначена заведующая апнер­ской библиотекой, а женщинам предложено идти работать в тамошний клуб.
В отличие от многих сельских клубов, еще не дождавшихся ремонта, абызовский ДК и особенно зал для танцев и игры в пинг­понг выглядят вполне достойно. В аварийном состоянии здесь пока лишь старый актовый зал. Директор абызовского центра Ирина Васильева не нарадуется этому уютному уголку, в отличие от апнерского клуба, где она остается заведующей библиотекой, это просто рай. Далеко не райским на этом фоне выглядит лишь конфликт с бывшими работницами.
В деревне все у всех на виду. Когда­то молодой специалист Надежда Змеева работала под началом мужа нынешней главы СП Надежды Алексеевой, он был директором клуба. Отношения не сложились. А когда возглавившая в прошлом году поселение Алексеева решила начать с субботника и призвала всех косить бурьян, Надежда Змеева возмутилась подобным «самоуправством». Так что искры при столкновениях сыпятся теперь снопами. Наверное, и поэтому главе и работникам было так трудно договориться с самого начала. Змееву и ее подругу­худрука предупреждали о реорганизации и новом директоре, предлагали одной из них идти работать администратором в апнерский клуб, другой – (на выбор) остаться здесь худруком. Как рассказывает директор Вурнарского МДЦ Инна Шашкова, Н. Змеева на должность директора сельского центра не претендовала. Правда, сама Надежда уверяет в обратном. В результате «обузу» согласилась взять на себя И. Васильева из Апнер. Ее, кстати, долго уговаривала на этот шаг глава поселения.

УШЛИ И НЕ ВЕРНУЛИСЬ

Как полагается при реорганизации, все работники сначала написали заявления об уходе из старого учреждения и написали заявления о приеме в учреждение другого статуса. Все, кроме Змеевой и Александровой, которые, написав заявления об уходе, выбирать между Абызовом и Апнерами отказались. Также как и разлучаться. У нас, мол, маленькие дети, мы лучше в Вурнары поедем работать, чем в Апнеры. С тем и покинули собрание, где обсуждалась клубная реорганизация. Общий глас был: не хотят работать, что и занесли в протокол. В общем в деревне сегодня «разжалобить» кого­то тем, что рабочее место будет не у самого крыльца и не с той подругой, довольно трудно, люди не избалованы, многие работают и не в пример дальше Апнер.
«Без рабочего места они не оставались, – уверяет глава поселения, – но двух директоров здесь быть не может». И. Васильева добавляет, что в Апнерах специально держали штатную единицу, все было рассчитано. Подруги ведь поначалу ни от чего не отказывались, директор была уверена, что в деревне новый администратор, но туда никто на работу не вышел. Она в полной растерянности. В результате новогодние каникулы клубными радостями, мягко говоря, здесь не отличились.
Может быть, потому и поддержки среди жителей в пользу того или другого директора тоже не наблюдается. Хотя, по словам И. Васильевой, молодежь здесь очень сплоченная. Такая сплоченная, что даже письмо в районную прокуратуру о вечно закрытых дверях клуба подписала монолитно, как и полагается в анонимке: «молодежь села Абызово». Здесь вообще чуть что, то сразу обращаются в прокуратуру. Надежда Змеева тоже написала туда после собрания, не сумев найти общий язык с правлением. О том, что клуб в новогодние каникулы открывал двери, она предусмотрительно собирала малочисленные, но конкретные подписи абызовцев. Тем не менее восторгов результатами усилий Змеевой не выразили ни коллеги, ни чиновники. Директор Вурнарского МДЦ пояснила, что в селе есть детский танцевальный коллектив, но со взрослыми выпускница ЧГПИ им. И.Я. Яковлева почти не работала. Начальник отдела социального развития Вурнарской администрации Сергей Гордеев признается, что, приезжая в Абызово, заставал клуб закрытым.

КЛЮЧИ ОТ РАЯ

Что мы имеем в сухом остатке? С молодыми специалистами, как и всюду, в районе есть проблемы, на зарплату в 5 тысяч рублей человека с высшим образованием найти нелегко. А здесь за бортом оказались сразу две молодые женщины, хотя бы имеющие представление о работе с детьми. С другой стороны, специалистки с самого начала не рвались брать на себя ответственность и лишь выбивали право остаться «недалеко от дома», а теперь обиделись, что их права игнорируют. Вновь же испеченного директора так потрясли реплики директора бывшего, бойко комментирующего ее приезды в клуб на «белой» машине и «уровень ума», что она чуть не плачет от обиды, вспоминает, что «у нее почетная грамота имеется», и признается , что не представляет, как работать в такой ситуации. В итоге клубное имущество, а это довольно дорогое оборудование, так и не принято по описи, нет программы работы, а директор не ведает, какие в клубе действуют кружки. Через три недели после назначения у нее даже ключей от клуба не было. Оставшиеся без работы обещают судиться.
Пока верстался номер, стало известно, что Наталья Александрова осталась в Абызово худруком. Так что один шаг на пути к нормальной работе уже сделан. Ведь уют и тепло очага культуры ремонтом и современной аппаратурой не исчерпываются.

В ТЕМУ
_yakovleva-3Нина ЯКОВЛЕВА, народная артистка России и Чувашии, актриса
Чувашского академического драматического театра им. К.В. Иванова.

Когда я училась в школе, клубов в селе не было. Помню, как в моей родной деревне Большое Яниково Урмарского района сцену устраивали прямо между стен классных комнат, так что в одной комнате учились, а в другой уже выступали. Клубы на моей памяти начали строить только в конце
50-х годов. Я тогда уже училась в Москве и приезжала в деревню на каникулы, поэтому принимала участие в поднятии клубных стен. Мы там даже закладывали бутылку с именами строителей, и моя девичья фамилия Филиппова там тоже есть. Сейчас этот клуб, хоть и кирпичный, но уже маленький по сравнению с нынешними ДК.
А с гастролями мы в то время поездили и по таким клубам, которые располагались в старых церквушках. Люди там сидели как в муравейнике, было ужасно душно, а на сцену артисты поднимались так: по шаткой лестнице сначала лезли в окно, а оттуда уже на подмостки. Прошло столько времени, но клубы и сейчас не слишком приспособлены для приездов туда театров и больших коллективов. Если клуб неделю не работает, то когда его для нас открывают, зимой там невообразимо холодно. А играть приходится часто в легких платьях, это зрители сидят в пальто. За сценой обычно совсем нет места не только для гримерок, а даже для того, чтобы погладить костюмы, не хватает лампочек, стульев, иногда даже элементарных урн. Не говоря уже о зеркалах, воде, чае для актеров. В таких ситуациях многое идет от людей, там работающих, от того, насколько они умеют принять артистов и порадовать своих сельчан. Бывало, иногда приезжаем в село, стоит огромный ДК, но заброшен, неубран, никто нас не встречает: то ли забыли, что мы приезжаем, то ли свои дела у них в огороде – очень обидно бывает. Хотя и энтузиасты, конечно, есть. И в нашей республике, и за ее пределами. Недавно наши артисты колесили по селам, были и в Буинске. И там в клубе была такая чистота, что только в тапочках можно было ходить! Такое тепло, так вкусно накормили гостей! От самих клубных работников, конечно, зависит если не все, то очень многое.