- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Рынком завладел перекупщик

Редкий чебоксарец покажет, где прячется от людского глаза «Ярмарка сельскохозяйственная». А она в глубине улицы космонавта Николаева, как засекреченный объект: в округе ни одного указателя.
На проходной дремлет охрана. Ворота – настежь, только почему-то не выстраиваются в очередь покупатели. Не видно даже пенсионеров, которые за дешевым продуктом готовы объехать весь город. На широком бетонированном поле рынка лишь с десяток фур с неместными номерами. Перекупщики-южане навезли астраханских помидоров и арбузов. С машин торгуют мелким оптом. Для перепродажи на городских рынках купцы берут понемногу. Загружают товар в «Газели» и развозят по точкам. Распродадут, приезжают за новой партией.
Интересная получается арифметика. С пеной у рта мы порой возмущаемся, что дорожает сельхозпродукция. Но какие претензии могут быть к крестьянину или фермеру, если им самим достается лишь малая часть от продажной цены? Вот типичный пример. По деревням и селам Порецкого района проехались предприимчивые ребята. Репчатый лук они закупили по 6 рублей за килограмм и повезли в Чебоксары. На ценниках уже красуется «9 руб./кг». Но «недолго музыка играла». Подлетает столичный «перекупщик у перекупщика». У него, конечно же, очередная накрутка в 3-4 рубля. Однако даже после таких манипуляций с ценой ходовой овощ уйдет «на ура». Ведь сезон заготовок в разгаре. К тому же горожане знают, какими «кусачими» бывают цены ближе к весне.
Жаль, что широко разрекламированный в былые годы оптово-розничный рынок на месте нынешней «Ярмарки сельскохозяйственной» превратился в обычную перевалочную базу. И удобную стоянку для большегрузного транспорта перекупщиков. Покупателям с авоськами, судя по всему, тут делать нечего.
А ведь были времена, когда на этом рынке пробовал торговать фермер из-под Ядрина. Упрямо, несмотря на организационные препоны, Леонид Белов вез и вез отборную белокочанную капусту со своего поля. Торговал за копейки, но именно на таких энтузиастах и держалась заманчивая идея. Кстати, она актуальна до сих пор: заиметь в столице республики рынок, где местный сельхозпроизводитель без посредников будет торговать свежей продукцией.
Однако хорошая задумка канула в лету. Даже прилавки теперь куда-то вывезены. А ведь для торговцев все санитарные требования соблюдены. Вложены деньги в установку умывальников и туалета, места для сбора мусора. Сотни квадратных метров, как уже упоминалось, укатаны в асфальтобетон. И все это обустроенное хозяйство в разгар сбора урожая, мягко говоря, не работает на чувашского крестьянина. Рынок словно отдан на откуп южанам. Их здесь очень много, словно на восточном базаре. И живут они своей жизнью: перекусывают на ходу, чем Бог послал, утрясают спорные вопросы, заключают сделки. Непонятный говор стоит над овощным рядом.
Каков статус этой «Ярмарки сельскохозяйственной»? Возможно, она преобразована в чисто оптовую? Спросить не у кого. Снующий с озабоченным видом торговый люд на разговор не идет. Даже известный в Моргаушском районе закупщик овощей, который только что привез мешки с морковью и луком, отворачивается. У него свой прибыльный бизнес, но вдруг хозяевам рынка не понравятся его откровения?
Не назвавший имя парень торгует порецким луком. Вроде бы из местных, но и он чего-то побаивается. Отсутствие на рынке продавцов он объясняет тем, что «надо было открыться не в середине августа, а с весны». В прошлом году так и сделали, потому торговля шла бойко: машины в три-четыре ряда стояли. Оказалось, собеседник гордится своей работой закупщика. Поясняет, крестьяне скорее на обочину федеральной трассы выйдут с ведром яблок или мешком картошки, чем в город свою продукцию повезут. Понятно, каждый летний час дорог. А сельхозкооперативы и фермеры сюда тоже не приедут. Медленно они осваивают «науку торговать». Вместо дела – отговорки, мол, «время не хочется терять, бензин дорожает, машины на базаре будут простаивать». Создаваемые поселенческие торгово-закупочные кооперативы пошли по легкому пути. Увозят отборную картошку на сторону, минуя местные рынки.
Как ни крути, пока сельчане как благодетелей ждут приезда закупщиков. Со многими из них давно налажены связи. Но и им приходится держать ухо востро и поторапливаться. В любой момент могут нагрянуть перекупщики из соседних регионов, Москвы и районов Севера. Фуры у них большие. Весь урожай можно увести за один рейс. И платят заезжие заготовщики за экологически чистый продукт не скупясь. Дай им волю, опустошат закрома. К сожалению, такой расклад тем, кто взвинчивает цены на те же картошку, морковку и капусту, выгоден, чего не скажешь о горожанах.
Прошлым летом большой резонанс получило совещание по проблемам взаимодействия чувашских товаропроизводителей, предприятий торговли и розничных рынков. Глава Минэкономразвития И. Моторин сказал, что «имеется возможность организации сельскохозяйственных оптово-розничных рынков на территории рынков «Колос» и «Пахча». А чтобы рынки заработали в полную силу, необходимо провести широкую рекламную компанию». Судя по пустующей «Ярмарке сельскохозяйственной», благая рекомендация так и осталась в подшитом протоколе.
«Советская Чувашия» не впервые пишет о проблемах, с которыми сталкиваются местные сельхозпроизводители при реализации своей продукции. Несколько ведер сливы или корзин яблок, которые окажутся в излишках у владельцев частных подворий и дачников, люди сами без проблем смогут продать на Центральном рынке. Машины сельхозпредприятий с луком, картошкой да и капусту там, не исключено, перехватят перекупщики. Вот почему столько лет витает в воздухе идея открыть в столице республики, по улице Николаева, оптово-продовольственный рынок. Даже назначались сроки, когда первая очередь благоустроенных рыночных павильонов вступит в строй. Напомним, в районные администрации были разосланы «приглашения-разнарядки» направлять представителей не менее двух хозяйств для торговли на этом рынке. Главы, видно, сослались на то, что у них нет таких полномочий. Ни в городском, ни в республиканском бюджетах на обустройство рынка не было предусмотрено средств. Судя по новой вывеске, поменялся и хозяин.
А результат плачевен: проект плавно перетек в очередной прожект.