- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Клавесина долгий век

_dscn7923-d0b2d0b0d181d0b8d0bbd18cd0b5d0b2В Доме-­музее народного артиста СССР Н.Д. Мордвинова часто звучит классическая музыка. Стараниями ядринских краеведов в одном из залов воссоздана уютная театральная гостиная в духе дореволюционных традиций. А чтобы поменьше бутафории было, энтузиасты обратились к жителям города с просьбой поделиться семейными реликвиями из «прошлой жизни».
В короткий срок новый музей преобразился. Видавшие виды, но не утратившие изыска купеческая мебель, предметы быта и подлинные вещи местной интеллигенции, жившей в городке на стыке 19 и 20 веков, – всё оказалось к месту.
– История Ядрина тесно переплелась с именем нашего великого земляка Мордвинова, земского врача Волкова, купцов братьев Таланцевых и многих других меценатов, – говорит директор музея Алла Иванова. – Так родилась идея собрать уголок купеческого быта. Его украшением стал старинный клавесин, который передала семья Сторожевых из деревни Стрелецкой, что под боком у города.
Корреспонденту «СЧ» с трудом удалось уговорить директора музея сесть за инструмент. Но главный и всем известный аргумент музейщиков «экспонат руками не трогать» в данном случае не сработал. Клавесин, к сожалению, уже не звучит так чисто, как в год изготовления – 1907-й. Потребуется реставрация, чтобы он вновь обрел утраченный голос. Зато сохранилась почти как новенькая металлическая табличка. Она подтверждает, что этот клавесин выпущен на фабрике главного производителя музыкальных инструментов того времени – Циммермана. Старейшая фортепианная фирма и Торговый дом, существовавшие с 1876 по 1922 год, имели модный бренд – «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Кстати, пианола, или механическое пианино, воспроизводящее музыку с бумажных роликов, – тоже его детище. Под маркой Julius Heinrich Zimmerman выпускались не только рояли и пианино, но и фисгармонии, граммофоны, грампластинки и ноты, а также многое другое, что скрашивало вечера.
Большинство уникальных вещей утрачено, но интерес к отдельным находкам с годами усиливается. В Доме-музее последнего романтика сцены Н.Д. Мордвинова такое приобретение очень кстати.