- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Укос с летальным исходом

В разгар заготовки кормов в республике под ножами косилок оказываются не только травы, но и люди
Всего лишь за две недели с 23 июня под них попали двое сельчан из Моргаушского района. Одного исполосовало до смерти, другому надрезало ногу. Еще двое механизаторов – из Чебоксарского и Вурнарского районов, – возвращаясь с косьбы, опрокинулись на тракторах в кювет, где и скончались. И в апреле в Ибресинском районе разнорабочий был прижат к стене бортом тракторной тележки. В итоге – четыре смерти, тогда как за весь прошлый год в сельском хозяйстве погибло пять человек. А во время сеноуборки несчастных случаев тогда совсем не было. Что же происходит нынче?
Жительница моргаушской деревни Большие Татаркасы попросила местного фермера скосить траву на ее участке. Самому фермеру было недосуг, прислал механизатора с роторной косилкой (несколько бешено вращающихся дисков). Механизатор не новичок, 17 лет стажа. Как он мог не заметить лежащего в траве человека – сейчас выясняет следствие. Тракторист пришел в ужас, когда увидел раскроенное ножами тело.
Жертвой оказался 53-летний односельчанин. Вместе с главным государственным инженером-инспектором Гостехнадзора республики В. Димитриевым мы побывали на месте трагедии спустя два дня. Сельчане утверждают, что погибший последние полгода «не просыхал», и накануне его видели нетрезвым, а при осмотре тела была обнаружена раскрошенная агрегатом бутылка.
Хозяин личного подворья из деревни Кюрегаси того же района также нанял частника на своем тракторе с косилкой уложить в валки траву. По технике безопасности, ближе пятидесяти метров от нее посторонним нельзя находиться, но работодатель решил покомандовать чуть ли не рядом с трактором. Один из дисков вылетел – и по ногам хозяину.
Опрокинувшийся в кювет механизатор – тоже частник из деревни Санарпоси Вурнарского района. Возвращался из соседней деревни Орауши, где также помогал в сенокосе на одном из подворий.
Обратим внимание: лишь один погибший тракторист – с сельхозпредприятия, из СХПК «Слава» Чебоксарского района. Остальные три случая со смертельным исходом произошли в частных хозяйствах, и «орудием» убийства и травмы оказалась техника, принадлежащая частникам.
Не стоит лишний раз приводить одну из тривиальных причин ЧП – пьянство. В большинстве названных выше случаев жертвами стали нетрезвые люди. Долгое время у нас обсуждается, сколько можно дозволить водителю выпить за рулем. На селе этот вопрос решен давно и окончательно – сколько влезет. А частник выпить может в любое время – ни инженер, ни бригадир за спиной не стоят. Поэтому редкий тракторист или водитель рискует лишиться прав.
В сельхозорганизациях какой-никакой догляд еще имеется. По словам В. Димитриева, их районные инспекторы проводят там ежегодные технические осмотры и выборочные проверки в ходе эксплуатации техники. А в частном секторе – полнейшая вольница, помноженная на бесконтрольность состояния техники. За все отвечает сам владелец трактора и орудий к нему. Но далеко не каждый обладает надлежащей ответственностью. Это каким же «радетельным» механизатором надо быть, чтобы на ходу из косилки вылетели, видимо, еле державшиеся дисковые ножи. Обезноженный крестьянин мог и не знать, что нельзя приближаться к косилке, но аттестованный тракторист разве не в курсе?
Между тем численность тракторного парка в частном секторе растет не просто стремительно – она уже опередила наличие тракторов в сельхозорганизациях. По данным Гостехнадзора, на сегодня в них насчитывается 4658 единиц, тогда как у частников – 6027. Кроме этого, на селе зарегистрировано около 350 самоходных кормоуборочных комбайнов, да еще, как утверждают в инспекции, процента 4 незарегистрированных. В каком состоянии они находятся, насколько безопасны в работе – одному богу известно.
В этой связи нынешняя летальная статистика в сельском хозяйстве просто вопиет о безотлагательном наведении порядка в использовании частной сельхозтехники. Со всей очевидностью при такой бесконтрольности она становится более опасной, чем какая-либо другая.
Не без внимания должно остаться и привлечение фермерами к работе на их тракторах механизаторов со стороны. Тракторист из Татаркасов, наехавший на человека в траве, по сути, впервые сел на этот трактор. Завтра им будет управлять, не исключено, другой, говорит сам же фермер. И так принято почти повсеместно. Меняют трактористов, конечно, сознательно – постоянному механизатору платить надо не от случая к случаю, да еще и хорошо. Но со всей очевидностью ясно: такая практика не способствует безопасной работе.