- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Троллейбусы не встанут на прикол

Работники Новочебоксарского МУП троллейбусного транспорта отправили на имя Президента республики коллективное письмо, в котором просили разобраться в непростой ситуации, сложившейся на предприятии, и оказать содействие по его спасению. А недавно их позвали на собрание…

КОНКУРЕНЦИЯ В ЗАКОНЕ

Чему народ, безусловно, был рад. Не каждый год предоставляется возможность поговорить о наболевших проблемах с представителями городской власти и депутатами. А наболело так, что, как говорится, дальше ехать некуда. Зарплата с каждым годом все ниже, «семейные люди работают за рулем впроголодь». Подвижной состав на ладан дышит, приходится ездить «под личную ответственность» на неисправном транспорте. «Но делаем вид, что мы спокойны, не паниковать же за рулем», – изливали водители душу корреспонденту «СЧ» перед началом собрания.
…Зал полнехонек, разве что водители и кондуктора, занятые на линии, не пришли. И все с большой надеждой смотрят на главу города Олега Матвеева, первого заместителя главы городской администрации Вячеслава Волгина, почти безнадежно на директора троллейбусного предприятия Вениамина Артемьева, с некоторой долей сомнения на депутатов, которые в этот день знакомились с предприятием. Обсуждались вопросы возможного рейдерского захвата предприятия, смены руководства и, в частности, директора — на опытного антирейдера, необходимости проведения правового аудита предприятия группой юристов и адвокатов, специализирующихся на защите бизнеса от рейдеров. Основной диалог с залом пришлось вести В. Волгину. И надо отдать ему должное, вопросы, а были и очень прямые, что называется в лоб, в растерянность его не привели. А начал с того, что троллейбусная служба – стратегическое предприятие, которое должно работать на благо горожан:
– Отсюда мы делаем все остальные выводы. Депутаты и город заинтересованы, чтобы предприятие работало, чтобы маршруты не сокращались, чтобы люди получали зарплату, а горожане были уверены – троллейбусы ходят и будут ходить. В адрес администрации поступили письма, подписанные вами. Ругаться не надо, повышать голос тоже, просто обозначьте, какие есть проблемы, послушаем и руководителя предприятия и сделаем определенные выводы.
Не повышать голос сложно, хотя бы потому, что микрофонов нет, а зал большой. Водитель троллейбуса Сергей Алексеенок затронул самую животрепещущую для коллектива тему. Все водители уверены, что это городские маршрутки «завалили» троллейбусы, это они – первопричина падения доходности предприятия.
– Вы говорите, что предприятие – стратегическое, 17 лет работаю здесь и все время об этом слышу. Но не вижу конкретных мер по поддержке этого стратегического предприятия. Почему стоимость проезда в городских маршрутках 10 рублей, а в троллейбусе 11 рублей? В то время как в Чебоксарах проезд в маршрутках 12 рублей, в троллейбусах – 11. Кабинет Министров республики в декабре прошлого года своим постановлением именно такие цены установил. Почему у нас нельзя повысить стоимость проезда на маршрутках? Кроме того, есть подозрение, что в городе немало и нелегальных маршруток. «Газели» постоянно создают аварийные ситуации. Люди говорят, что троллейбусников намеренно подводят к банкротству, что не исключен рейдерский захват предприятия!
Конкуренцию маршрутчики действительно создают сильную, сказал В. Волгин. Но «может, их устраивает цена проезда в 10 рублей». И заставить их повысить цену никто не может, «никто не даст такого указания – все дружат с головой».
Кабинет Министров устанавливает предельные тарифы на пассажирские перевозки, но не цены. Сейчас по Чебоксарам проезд в маршрутках 12 рублей. Это и есть предельный тариф. А по желанию можно возить пассажиров и за 5 рублей. На этот счет правовой ликбез для коллектива провел директор троллейбусного предприятия В. Артемьев. Нынешнее количество маршруток не зависит от воли мэрии, поддержал он В. Волгина. Но водители сами заметили, что маршруток на линии стало меньше, после того как их «пошерстили» в ходе проверок на предмет законности перевозок.
– Чем дешевле перевозки, тем лучше для людей, – продолжил тему В. Волгин. – Но когда на нас выходят с просьбой открыть еще какието маршруты, мы говорим – приоритет у троллейбусников, потом автобусы и затем – маршрутки. Без согласования с руководителями троллейбусного и автобусного предприятий никому не отдаем право на открытие маршрутов.
И о возможном рейдерском захвате:
– Я вам сразу говорю – это у нас муниципальное предприятие, рейдерский захват здесь в принципе невозможен, понимаете? И никто этим не занимается. Вся проблема вашего предприятия – в недофинансировании, отсюда и падение зарплаты, и другие проблемы. Вот и предлагаю работать в этом русле. Надо не маршрутки убирать, а искать другие варианты выхода из критической ситуации.

НА ПРЕДПРИЯТИИ ИЩУТ РЕЗЕРВЫ

При горадминистрации создана рабочая группа, которая сейчас занимается выяснением, какие резервы задействовать, чтобы укрепить предприятие финансово. Поставлена задача выяснить, кто и сколько недодал предприятию. Главным образом, речь о недофинансировании льготного проезда.
Какие варианты спасения предприятия предлагает В. Артемьев? Он тоже в рабочей группе. И также сторонник анализа и расчета – «где теряем, где недобираем». Руководитель МУП видит частичное решение финансовых проблем «в оптимизации» троллейбусных маршрутов, есть участки, где теряются немалые деньги изза почти нулевого пассажиропотока. «Практически в промзону мы перевозим воздух. Бывает, что в троллейбусе сидят водитель и кондуктор и ни одного пассажира.
Также он полагает, что укрепить экономическое положение предприятия поможет установка системы спутниковой навигации, «расчеты показывают, что это выгодно нам». Видя работу транспорта как на ладони, можно уменьшить на какомто маршруте количество троллейбусов (если они там лишние), но увеличить скорость их пробега.

Скажем, пока что не оченьто богатый набор вариантов для будущей финансовой стабильности. Но и то хорошо, что проблемой МУП наконецто серьезно заинтересовались городские власти, хочется в это верить. Хотя водители и кондуктора очень сомневаются, что дождутся стабильности в ближайшее время (впрочем, никто им этого и не обещал). «Какая может быть экономия при таком парке троллейбусов? Ведь на неисправных перевозим людей. Троллейбус выходит из планового ремонта, а в кабине водителя нет ни одного запасного болтика, потому что в депо ничего нет! А вы говорите – экономия нужна!» В. Артемьев подтвердил: «На сегодняшний день из 54 троллейбусов можно списать 28, потому что они полностью выработали свой ресурс». В. Волгин заметил, что не нынешняя городская власть виновата в том, что транспорт доведен до такого состояния, «мы пришли только в феврале прошлого года». В 2010 году был куплен только один новый троллейбус по программе «30 на 70», то есть часть денег вложил местный бюджет, а большую часть федеральный и республиканский, сказал он. «У нас сейчас нет 100 миллионов, чтобы полностью обновить парк. Посмотрим, что будет в этом году. Постараемся участвовать в этой программе по максимуму. Если она, дай бог, сработает и в этом году, мы можем купить и 20 троллейбусов. Сейчас троллейбус стоит 3,5 млн. рублей».
Конечно, это бальзам на душу водителей, хотя высказаны пока лишь благие намерения со стороны городской власти. А вот удручающая реальность: «А кто на этих троллейбусах ездить будет, водителей уже не осталось…» Один из пожилых водителей внес свое конструктивное предложение – сложиться на троллейбус: «Я свою зарплату отдам, городские чиновники и депутаты свою». Глядишь, и на дороги средства найдутся.
В. Волгин в ответ лишь заметил: «Чебоксарам в этом году 300-350 млн. дали на ремонт дорог, надеемся, что и Новочебоксарску определенную сумму выделят».

СЕРЕЖА, ИДИ В ГРУППУ…

Вопрос с городским освещением тоже сильно волнует работников МУП. Посмотрим на проблему хотя бы глазами водителя Мишагиной. А она прямо спросила: «У нас когданибудь будет нормальное освещение или так и будем в потемках ездить? В промзоне это просто невозможно. Когда плохая погода – дождь, снег, снегоочиститель просто не успевает. О какой безопасности движения тут можно говорить? Страшно ездить вечером, хотя бы через столб освещение было. Сколько раз говорим об этом, но с мертвой точки не сошло».
Или представим себя на минуту на месте другой женщиныводителя. Шла на утреннюю смену в 4 утра и упала в темноте. «Хорошо, что я вся такая мягкая, пушистая, а могла и травму получить. Не успела я в троллейбусе один рейс оборотный проехать (район ул. Воиновинтернационалистов), как свет уже выключили. Стекла все заляпанные, темно, ничего не видно. Люди перебегают дорогу – для них пешеходный переход, непешеходный – неважно. Вот и спрашиваю: почему так поздно утром освещение включают и так рано отключают?»
В. Волгин подробно изложил режимную схему освещения, когда оно подается в полном объеме, когда треть, когда две трети. Допускает, что гдето просто лампочки не работают. В случае чего рекомендовал звонить в «Горсвет» по номеру телефона 074. Из зала: «Когда мы туда звоним по этому номеру, нас литературным матом посылают!» Так что, если всерьез браться за решение проблем троллейбусного предприятия, городу и «световую» придется решать. Правда, столовая, без которой остались работники и чем сильно огорчены, вряд ли возобновит свою работу, опятьтаки по причине финансового недомогания. С августа прошлого года не работает. Правда, до сих пор на дверях предупредительное объявление крупными буквами: «Перед едой мойте руки». А может, что изменится к лучшему?
И все же диалог власти и работников МУП можно считать обоюдополезным, хотя зарплаты он людям не прибавил. А на вопрос неугомонного С. Алексеенка: «Поговорили, сейчас разойдемся. А что дальше?» – Вячеслав Владимирович предложил ввести в состав рабочей группы, которая занимается проблемами МУП, представителей коллектива. «Проблемы уже ясны – недофинансирование, – сказал В. Волгин. – Отсюда и зарплата, отсюда и запчасти, приобретение новой техники и так далее. Вы хотите, чтобы я дал вам уже готовое решение, но его у меня пока нет. Но выход из положения все равно найдем. Мы не дадим предприятию упасть и прекратить свою работу. Троллейбусы должны ходить, потому что они – социальная защита граждан. И никто никогда не ликвидирует предприятие, это надо четко и грамотно понимать».