- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Береза спасет от огня

Летом прошлого года в СМИ утверждали, что природные пожары были и будут, мол, это такая же стихия, как землетрясения, вулканы, цунами, и с ней трудно справиться. Разрешите не согласиться. Лесные пожары прошлого года не были природными. В 99 случаях из ста причиной их возникновения был так называемый человеческий фактор.
Раз так, можно добиться того, чтобы лесных пожаров не было вообще или свести их к минимуму. Не только у нас, но и в других странах, где часто горят леса. Как этого добиться?
Принято считать, что причиной лесных пожаров являются непотушенные костры и сигареты. С этим можно согласиться, но это утверждение верно не всегда. Есть и другие причины. Скажем, вы не задумывались над тем, почему леса горят даже при полном запрете на их посещение? Людей там нет, а они все равно горят. Почему?
Безусловно, непотушенные костры и сигареты часто приводят к пожарам. Но мне хотелось бы обратить внимание на брошенные в лесу стеклянные бутылки. Коварный мусор! При определенном угле падения солнечных лучей стекло фокусирует их, словно увеличительная линза, отчего моментально загорается в лесу сухая трава. Такие бутылки­линзы валяются на каждом шагу. Уверен, они были главными «поджигателями» лесов летом прошлого года. Бутылка, брошенная в кустах, словно мина замедленного действия, лежит и ждет своего часа. Как сделать так, чтобы этот «адский механизм» не сработал? Такой способ есть. Для этого необходимо организовать сбор пустых бутылок. Кто займется этим? Все, кому не лень. Только призывы быть благоразумными тут не помогут. Население необходимо заинтересовать, чтобы оно ходило по лесу и собирало пустые бутылки. А как заинтересовать? Например, более привлекательными ценами на стеклотару. Почему бы вместо 10 копеек временно не установить 5­10 рублей и даже больше за одну сданную пустую бутылку? Народ соберет и сдаст всю тару. Думаете, слишком дорогое мероприятие? А потерять сотни миллиардов рублей на лесных пожарах – это недорого?
Летом многим казалось, что с лесными пожарами невозможно бороться. Можно, и эти средства борьбы придумала сама природа. Береза! – вот спасение от всепожирающего огня.
Как известно, отдельно взятая береста горит как порох. А вот живая береза ведет себя совершенно по­другому. Она опалится слегка, но огню не поддается. Это наблюдение – ключ к борьбе с лесными пожарами. Необходимо сделать так, чтобы сам лес боролся с губительными возгораниями. Для этого больше надо сажать деревья, которые стойко противостоят огню. На наших широтах отличными защитниками являются береза, осина, липа и др. На таком участке верховой пожар, дойдя до березового или осинового леса, дальше не сможет двигаться.
К сожалению, это обстоятельство не учли после пожаров 1972 года. В районе поселка Северного, желая «увеличить объемы ценной древесины», сажали одну хвою. В итоге в августе прошлого года огонь моментально уничтожил посадки 30­летней давности.
Сейчас хотят восстановить леса в Заволжье, посадив сосну вперемежку с березой и осиной. Надо сделать проще и дешевле – распахать вокруг кварталов 50­метровые полосы и дать им зарасти самосевом. Лучшей защиты и не надо. Если проделать это там, где необходимо, то о крупных лесных пожарах можно забыть. При этом важно, чтобы хвойные породы со всех сторон были окружены лиственными, более стойкими к пожарам. Если бы мы позаботились об этом раньше, то в августе прошлого года потеряли бы максимум 1­2 квартала, а не десятки квадратных километров леса, выжженного огнем.
События прошлогоднего лета показали уязвимость населенных пунктов, расположенных в лесной местности. Как их защитить? Тем же способом, что и хвойные леса, – созданием защитных полос из лиственных пород. Удалить всю хвою вокруг лесных деревень, оставив одну листву. Тогда не страшны пожары. В прошлом году специально съездил в поселок Северный и удивлялся тамошним пейзажам. Сосновый бор подступал прямо к заборам, на бани падали сосновые шишки… Неужели никто не понимал, что так нельзя, что это опасно? Это счастье, это чудо, что в поселке сгорело только два дома. Могло быть намного хуже.

В. АБРАМОВ. Чебоксары.