- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Все богатства – на стене

Александр Толстов как отслужил в армии, так и начал в «Сельхозтехнике» набивать руку на плакатах. Почему в школе «не пригодился», ведь по диплому он – учитель физики и математики? На то свои причины.
За гуашь и плакатное перо взялся, поскольку не было работы для учителя в Моргаушах. Его отсылали в Малое Карачкино Ядринского района, а у него отговорка – «семейные обстоятельства». С младших классов он выпускал стенгазету, в институте тоже постоянно его записывали в редколлегию как иллюстратора. А уж в армии – тем более. Нагрузили его перестройка с гласностью. В роте ленкомнату требовалось срочно обновить, всю наглядную агитацию привести в соответствие с новыми требованиями партии. Лишился сна молодой солдат. К политзанятиям, которые обычно проводились по субботам, Саша успевал выпустить очередной боевой листок. Замполит заказывал кучу плакатов. И все надо было завершить к утру.
С той поры и к буковкам у него особое отношение. Знает все шрифты, как говорится, на все случаи жизни – когда строгие и гневные пустить по ватману, где витиеватые и веселые применить. И свои пристрастия сложились. Признается, что по почерку он узнает, кто к плакату или транспаранту приложил руку.
Незаметно для себя Толстов увлекся живописью. Начинал с разрисовки унылых стен школьных коридоров и сельских клубов, колхозных контор. Не чурался никакой работы. Может и приличную вывеску исполнить – фантазии хватает. «В основном я пишу уголки природы, но попросят, и за натюрморты возьмусь, – сообщил Александр. – Как подбираю темы? Много лет выписывал журнал «Художник». Годовые подшивки все еще храню на полке».
Кстати, «Советскую Чувашию» он обязательно выписывает и читает. Иногда администрация Моргаушского сельского поселения оформляет ему подписку как активному общественнику.
В разговоре А. Толстов поправляет, как бы невзначай: «Если нет вдохновения и настроения, то лучше не берись за работу. Хоть полгода над полотном колдуй, все равно не получится, как хотелось бы». Наверное, так и происходит. Опыта сельский художник понабрался достаточно. Местные садики расписал в последнее время, детское отделение больницы. Утверждает, что «люди не жаловались, не слышал». На вырученные деньги снова покупает холсты и краски.