- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

ВИДЕЛ ПОВЕРЖЕННОГО ВРАГА

Говорят, среди долгожителей Героев Советского Союза есть и уроженец Чувашии Мирон Ефимович Ефимов. Почему о нем редко пишут в местных газетах?
Л. МАКСИМОВ, Канаш.Объяснение тому простое: ныне прославленный земляк живет в Москве. 27 августа он готовится отметить свой 95-й день рождения. Бывший летчик, командир авиационного звена 18-го штурмового авиационного полка ВВС Черноморского флота родился в деревне Самушкино Аликовского района в семье крестьянина. Во фронтовой анкете он указал: чуваш, член ВКП(б) с 1942 года, окончил 3 курса института физкультуры. В Военно-Морском Флоте с 1936 года. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Ефимов на подступах к Севастополю к июлю 1942 года произвел 112 боевых вылетов, из них 78 – на штурмовку живой силы и техники противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Ефимову Мирону Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К исходу второго года войны на его счету было 17 сбитых немецких самолетов, 19 уничтоженных танков и 500 автомашин.
После войны отважный летчик-черноморец продолжил службу в Вооруженных Силах. В 1947 году он окончил Высшие офицерские курсы ВВС. Служил в авиационных частях Войск ПВО страны до 1961 года. Герой-долгожитель до ухода на заслуженный отдых работал начальником штаба гражданской обороны в одном из московских институтов.
Любопытно, что М. Ефимов мог и не состояться как Герой. Известный советский писатель Аркадий Первенцев в своем очерке «Герой моей Родины», опубликованном в газете «Правда», о Мироне Ефимовиче писал: «…бледнолицый юноша на вираже сбил первый истребитель врага. «Мессершмит» упал возле моря, обломки его кипели, они были горячи. Германский летчик лежал, опрокинувшись навзничь… Прошло две недели, скучных и серых. Ни одного боя. «Я не хочу больше барражировать и перегонять материальную часть на фронтовые аэродромы», – тихо сказал своему полковнику юноша с бледным лицом. «Почему?» – спросил тот. «Я понял вкус мести. Я видел поверженного мной врага». Полковник задумчиво провел по юноше взглядом. Он понял его. «Я поддержу ваше ходатайство», – произнес полковник. Ефимов был отпущен на штурмовую работу…»