- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

«Мы нарушаем законы питания!»

На вопросы «ЗН» отвечает директор НИИ питания РАМН, академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук Виктор Тутельян.
— Виктор Александрович, посоветуйте, как вести себя в условиях экстремальной жары, захлестнувшей нас в этом году…
— Жара, конечно, ужасная… Одежда должна быть максимально воздушная, чтобы легко пропитывалась потом. Очень важен питьевой режим: он поддерживает терморегуляцию. Потея, человек охлаждается. Пить рекомендую минеральную воду: она восполняет недостаток вымываемых с потом солей. Говорят, полезнее пить теплую воду, но, думаю, все это индивидуально. Я люблю, как видите, холодную. В общем, два литра воды в день в такую жару — вынь да положь.
Теперь о еде. Пища должна быть легкой. Жирная, прожаренная в жару абсолютно не идет. В нашей культуре — да и в кухне других стран — есть легкие овощные супы: окрошки, свекольники, молочные супы. Вообще в жару молочная диета полезна. Эти продукты легко усваиваются, не требуется большого напряжения сил для их переваривания и усвоения. Рекомендую есть больше овощей и фруктов, тем более что сейчас лето и все доступно. В такую жару, когда не хочется тяжелой пищи, на овощах и фруктах можно неплохо похудеть. Ведь для нас проблема ожирения стоит очень остро: 55% населения имеют избыточную массу тела, а 25% страдают ожирением. Следствия нарушения липидного обмена — атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, гипертония, сахарный диабет. В нашей стране эти заболевания идут в рост или держатся на очень высоком уровне. 55- 56% смертей — сердечно-сосудистые заболевания.
— Это специфическая проблема России?
— Нет, это проблема всех развитых стран. Раньше Всемирная организация здравоохранения все силы направляла на борьбу с голодом в бедных странах — ежегодно 15 миллионов человек умирают от недоедания. Но когда подсчитали потери развитых стран от переедания, схватились за голову — цифры оказались примерно теми же!
— Наука может бороться с перееданием?
— Понимаете, человек не может игнорировать базовые законы природы. Если мы нарушаем их, то никакая наука нам не поможет. А в питании мы постоянно нарушаем эти базовые законы. А следовательно, наука здесь бесполезна. Что это за законы? Их всего два.
Первый — закон соответствия энергетической ценности рациона энерготратам организма. Мы гетеротрофные организмы, то есть всю энергию получаем с пищей. И если наши энерготраты ниже, чем та энергия, что получили с пищей, то мы толстеем. Сейчас это происходит сплошь и рядом! Современный человек постепенно тратит все меньше и меньше энергии. За последние 20 лет мы потеряли физической активности примерно на 1000 Ккал в день. Вместо этого за нас работают блага цивилизации — стиральные машины, автомобили, множество других технических средств. Нам даже к телевизору не надо подходить — пульт переключит каналы. В результате мужчины сегодня должны в день тратить лишь 2200-2300 Ккал, женщины — 1900-2000 Ккал. Соответственно, наша потребность в пище, как источнике энергии, находится в этих границах. Но что такое 2000 Ккал? Мы берем в пресловутом фастфуде картошку жареную — это 600 Ккал, Биг-Мак — 250 Ккал, кока-кола — 200-250 Ккал, сладенькое — 300 Ккал. Вот уже больше 1000 Ккал и набежало… А потом мы их ругаем, мол, фастфуд виноват… Но ведь покупали-то и ели мы сами! Соблюсти этот первый закон питания не очень сложно. Надо совершать над собой лишь некоторые усилия. А соблазнов множество: реклама продуктов работает. Если деньги есть, то ты этим соблазнам поддаешься. Происходит нарушение закона, появляется избыточная масса тела. Другого не дано! Мужчина ты или женщина, ребенок или старик, спортсмен или домохозяйка, богатый или бедный, ешь ли ты дома, в предприятиях быстрого питания или в шикарных ресторанах — закон неумолим. Его нарушение — это потеря здоровья, и другого не дано. Это не значит, что надо считать каждую калорию (смеется). Но если тебя пригласили в ресторан и накормили по полной программе, то завтра, будь добр, сделай над собой усилие, устрой разгрузочный день, войди в норму! Контроль простой — весы, зеркало, ремень на штанах и общее ощущение себя в одежде, особенно это касается женщин. Видишь, что что-то начинает зашкаливать — остановись, займись собой, устрой разгрузочные дни, перейди на легкую пищу.
— А второй закон?
— Это закон соответствия химического состава рациона нашим физиологическим потребностям в различных пищевых веществах, биологически активных веществах, минорных компонентах, макро- и микронутриентах. С пищей поступает большое количество химических соединений, которые другим способом не синтезируются в нашем организме. Если эти соединения есть — мы здоровы, если их мало — мы полубольны, если их нет — больны. Это 12 витаминов, пара десятков минеральных веществ и микроэлементов, целый ряд биологически активных минорных не пищевых, но важных компонентов — изофлавоны, флавоноиды — то, что присутствует в пище в микроколичествах. А структура нашего питания такова, что если мы соблюдаем первый закон или даже несколько нарушаем его в сторону переедания, у нас этих веществ все равно будет значительный дефицит. Даже в рационе из «идеальных» продуктов дефицит этих веществ составляет около 20%. А если это будут продукты, которые долго везли, долго хранились, прошли кулинарную обработку? Вот мы и имеем то, что имеем: половина населения страны страдает дефицитом витаминов, минеральных веществ, микроэлементов, биологически активных соединений. К чему это приводит? Допустим, вы почистили зубы, сплюнули — кровь. Значит, в организме недостаточно витамина С. Дефицит кальция — это переломы. В костях кальций выполняет функцию цемента. Но когда его поступает мало с молочными продуктами — это основной источник кальция, — то он из костей тут же вымывается и идет на жизненно важные нужды — поддержание работы сердца, проницаемость клеточных мембран и пр. То есть не до жиру, быть бы живу, а кости — ладно уж. В результате развивается остеопороз, который особенно опасен для женщин после 40 лет. Заеды, шелушится кожа — это недостаток витаминов группы В. В Москве примерно 20% детей первого года жизни имеют дефицит железа, у их матерей железодефицитная анемия. Нехватка железа — это снижение адаптационного потенциала человека, который вроде бы здоров, но любая нагрузка — и он уже с ней не справляется. Причем не только физическая, но и химическая и биологическая нагрузки: кто-то чихнул, кашлянул — и вы уже заболели. Вот для поддержания адаптационного потенциала все эти витамины, микроэлементы и биологически активные соединения нужны. Мы знаем механизм их действия, за что они отвечают, синтез каких ферментов, антиоксидантов они регулируют…
— Разве их нельзя получить с обычной пищей?
— Можно, но сколько для этого надо пищи! Мы оказываемся перед дилеммой: с одной стороны, нам надо есть меньше, чтобы быть изящными, красивыми, здоровыми и востребованными. С другой — есть больше, чтобы быть здоровыми. На 2000 Ккал в день даже теоретически полноценный рацион по микронутриентам составить невозможно. Значит, нужно выходить из этой ситуации.

Беседовал Дмитрий Карманов

(Продолжение интервью с директором НИИ питания РАМН, 
академиком РАМН, профессором, доктором медицинских наук 
Виктором Тутельяном читайте в следующем выпуске «ЗН»)