- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

В деревнях не хватает воды

Привычная картина на деревенских улицах – автоцистерны с молоком. Но в последние дни не редкость и цистерны с водой, чего не наблюдалось давным-давно. Как, к примеру, в деревне Эмметево Яльчикского района, где нет уличного водопровода.Еще дней пять назад уровень воды в здешних колодцах, хоть и понизившийся из-за засухи, не давал повода жителям сильно волноваться. Но вот звоню вчера Л. Кошкину, главе Кильдюшевского сельского поселения, куда входит деревня, как, мол, обстановка. Неважная, отвечает, колодцы еще метра на два обмелели. Для питья хватает, а вот для поливки огородов приходится подвозить из скважины – местное ООО «Эмметево» транспорт выделяет.
Звонит знакомый сельский пенсионер из Порецкого района. Весной, поднатужившись, купил насос для поливки – то-то супруге была радость. Да почти без дела стоит механизм. Если за ночь в колодце немного влаги наберется, то с утра поработает, а вечером молчит…
В деревне Старые Шальтямы Канашского района водопровод провели еще четыре года назад. Но нынче и он иссяк, а колодцев в деревне мало, да и они на глазах пересыхают. Вот уже длительное время глава Шальтямского сельского поселения В. Николаев пытается установить причину выхода из строя водопровода, но пока безуспешно. Специалисты, строившие его, лишь на днях собираются приехать, чтобы выдать «диагноз». Воду по деревне тем временем из скважины развозит местный частник на тракторной тележке.
В республике, как известно, реализована программа обеспечения качественной питьевой водой. Однако населенных пунктов, где единственный водный источник – колодец, немало. По ним-то больнее всего и бьет нынешняя засуха. В том, что жители остались без альтернативных источников, чьей-либо вины как бы и нет. По словам некоторых специалистов министерства природных ресурсов и экологии, водопровод для деревни в десяток-другой дворов – удовольствие совсем нерентабельное.
Тем не менее, по утверждению зам. министра В. Краснова, водой Чувашия в целом обеспечена неплохо, однако источники распределены крайне неравномерно в силу геолого-географического расположения. В наихудшем положении до недавнего времени находились южные и центральные районы, где мало как подземных, так и поверхностных вод. К тому же подземные не вполне пригодны для питья. Правда, два построенных больших водохранилища изменили ситуацию к лучшему.
Но засуха вносит свои нежелательные коррективы. По данным режимного мониторинга, наблюдается понижение уровня и грунтовых, и подземных вод. О тех, что падают с неба, и говорить не приходится.
Чрезвычайность ситуации усугубляется еще и тем, что мы встретили ее с былой ментальностью неумеренного потребления воды. Мол, чего-чего, а ее у нас вдоволь… Водопровод на селе, конечно, благо, но к нему многие подключались без всяких санкций и поливали все что надо и не надо с утра до вечера. А закончив полив, бросали шланг с бьющей струей на землю. Проконтролировать же потребление кое-где просто некому – до сих пор не везде имеются эксплуатирующие организации, отвечающие за работу скважин.
Сейчас, считает В. Краснов, необходимо провести строгую инвентаризацию всех артезианских скважин, кто и как пользуется водоводами. Не избежать, видимо, и подачи воды по графику, что уже делается в некоторых поселениях. То есть утром и вечером, когда надо поливать огороды, но водонапорные башни при этом должны быть полными постоянно.
Водосчетчики стали обычным делом в городе, но не в деревне. Там о них толком мало кто знает. А если вода проведена в дом, платят по электросчетчику, который «отслеживает» работу насоса. Словом, настала пора строгого учета и контроля воды, ведь неизвестно, сколь долго засуха продлится. Следует максимально использовать для полива водоемы, которые – пусть разной величины – имеются практически в каждой деревне. Разумеется, там, где они еще не пересохли.
Ну а как все-таки быть деревням, куда «водная цивилизация» еще не дошла, да и вряд ли дойдет с учетом вышеупомянутой малорентабельности водопровода? Тут, считает В. Краснов, надлежащим образом должна показать себя местная власть. Где колодцы иссякли, надо организовать подвоз воды. Другого выхода на сегодня просто нет. Как нет возможности бурить скважину за счет бюджетных средств для деревни в десяток дворов.