В палатке на походном столе при тусклом свете лампы-коптилки молодой врач-хирург артиллерийского истребительно-противотанкового полка Мария Софронова сутками до изнеможения оперировала, перевязывала и гипсовала. Крики раненых, взрывы и стрельба, от которых поначалу кровь стыла в жилах, постепенно стали привычными. 22-летняя девушка получила долгожданный диплом врача только три дня назад и сразу — на фронт. Раненых много, тяжелых — нет ни минуты на отдых. Хотелось плакать, кричать, звать на помощь. А кого? Она сама врач, а ее помощники — батарейные санитары — такие же молодые, такие же необстрелянные…
Мария Ивановна справилась, закалилась и стала опорой для солдат. Она вела свои сражения — за человеческие жизни. Бывало, только уснет после десятка часов операций, а тут вызов — прибыл эшелон с ранеными. И девичьи руки, будто не чувствуя тяжести, быстро, но бережно поднимали носилки. «Держись, миленький, только держись», — ласково говорила Мария и готовилась к новой операции.

Победу она, уже капитан медицинской службы, встречала в Латвии — на груди блестели ордена «Отечественной войны II степени», «Красной Звезды» и медаль «За боевые заслуги». В 1945 году Мария Софронова вернулась в Алатырь, где продолжила любимое дело в эвакогоспитале, а затем — в Алатырской центральной районной больнице. До конца жизни она не могла смотреть фильмы о войне — слышались крики о помощи, стоны солдат и постоянное ожидание, что вот сейчас позовут, и она, как бывало, вскочит с места.
История легендарного врача бережно хранится и передается из поколения в поколение в медицинской династии, основанной ей. В отрасли здравоохранения в разные годы работали и продолжают трудиться 19 человек, чей общий трудовой стаж составляет 525 лет.
О судьбе военврача Софроновой нам поведала двоюродная внучка Марии Ивановны — Наталья Николаевна Тихонова, врач-хирург-онколог Республиканского клинического онкологического диспансера: «Именно образ двоюродной бабушки и стал для меня определяющим в выборе профессии. Рассказы о ней, ее запылившийся чемоданчик с войны, ее иглодержатели и зажимы были моими игрушками в детстве. Они казались чем-то волшебным, окутанным тайной и магией».
Наталья Николаевна вспоминает, что обычно бабушка приезжала в гости ненадолго, за ней в любую минуту могла приехать машина из больницы, чтобы забрать на срочную операцию. А спасенные ею пациенты были повсюду среди близких и знакомых. Они со слезами на глазах подолгу не отпускали рук своего ангела-хранителя. После войны Мария Ивановна стала наставником для огромного количества молодых хирургов Алатырской больницы, которые и сегодня верны заветам своей коллеги.

Такой же искренней и верной своему долгу является и мама Натальи Николаевны — Зинаида Борисовна, врач-терапевт с 37-летним стажем. «Детство ребенка врача — это всегда детство в больнице, — вспоминает наша собеседница. — Помню, как сидела в кабинете у мамы, пока она принимала больных, помню запах амбулаторных карт в картотеке до потолка. Помню, как примеряла ее накрахмаленную шапочку и надевала фонендоскоп, пока никто не видит, изображая прием пациента. Это что-то, что лежит в подкорке, что остается с тобой навсегда в виде ощущений и запахов».
Нельзя не упомянуть и о сыне Марии Ивановны, двоюродном дяде и крестном Натальи. Сергей Александрович Софронов — заслуженный врач Чувашской Республики, сегодня он трудится заместителем главного врача психиатрического диспансера. В медицине он уже более 42 лет.
Такие яркие примеры и привели Наталью на медицинский факультет ЧГУ имени И.Н. Ульянова. Здесь она с жадностью поглощала знания, хотела стать достойным продолжателем династии. Практику девушка проходила в отделении хирургии родной Алатырской ЦРБ. Но даже после ее завершения Наталья мчалась на дежурства и готовилась к операциям. Аппендицит, перитонит — она была рада любой возможности получить новые практические знания.
«В выборе специальности сомнений никогда не было, всегда знала, что буду именно хирургом. Это таинство, сила, адреналин. Когда делаешь операцию — получаешь результат здесь и сейчас. Я очень благодарна своим первым учителям, врачам-хирургам, которые дали мне практические навыки и всегда с теплотой и добротой относились к неопытной студентке — это Магарам Курбанович Маммаев, Олег Варсанофьевич Егоров, Алексей Иванович Ермолаев, Андрей Викторович Минибаев».
Позже, когда в институте начался курс онкологии, преподаватель и тогдашний главный врач онкодиспансера Игорь Юрьевич Долгов искренне влюбил Наталью в эту специальность. Его энтузиазм, увлеченность и азарт не оставили сомнений, куда пойти после института. Конечно, многие посмеивались над девчонкой, стремящейся связать свою жизнь с хирургией, но поддержка семьи сыграла важную роль и не оставила сомнений.
Мы спросили Наталью, помнит ли она свою первую самостоятельную операцию. «Конечно! Помню свои дрожащие руки и биение сердца, — рассказывает героиня. — Тогда я оперировала под руководством и наставничеством замечательного хирурга, онколога, гинеколога, заслуженного врача Чувашии, врача с большой буквы Андрея Леонидовича Раськина. Я благодарна судьбе, что именно он стал моим учителем в онкогинекологии. Именно он сформировал меня как специалиста, смог привить не просто хирургические навыки, но и выработать клиническое мышление, доброе, человеческое отношение к каждому пациенту: делать максимально возможное, что в твоих руках».

Безусловно, в XXI веке медицина сделала гигантский прыжок вперед, и сегодня хирургия, в особенности оперативная онкология — это динамично развивающаяся сфера на стыке науки, новых технологий, и, конечно, клинической практики. Появление и совершенствование новых аппаратов, новых методик, роботизация не могут не вдохновлять и манить в этот удивительный, увлекательный мир. Ежедневно Наталья проводит от одной до трех операций, а кроме того — обходы, консультации, ведь работа практикующего хирурга — это ненормированные рабочие часы, когда ты и твое время не принадлежат тебе. Неудивительно, что и с супругом она познакомилась на работе. Сергей Анатольевич Прокопьев — тоже врач-хирург-онколог и продолжатель династии медиков.
«Общность интересов всегда сближает. Мой супруг — это моя поддержка, стена и опора, и не только когда мы дома. Не верю тем, кто говорит, что нельзя работать вместе. Работать вместе — это очень здорово. Сергей — потрясающий хирург, который оперирует практически все локализации. Таких специалистов в России — единицы, я им очень горжусь. Идя на операцию, знаю, что какой бы ни был сложный случай или внештатная ситуация (возможно, врастание опухоли в соседние органы) — всегда есть человек, который подстрахует, поможет, — и это очень ценно. Мы обсуждаем наших пациентов, их ведение, как лучше поступить в той или иной ситуации, проговариваем все варианты. Очень важно, когда вы не просто партнеры и единомышленники, а смотрите в одну сторону, идете к одной цели. Сейчас мы вместе пишем статьи в научные журналы, готовим к публикации учебно-методическое пособие для студентов и ординаторов», — с теплотой делится о своем супруге Наталья.
Тут очень важно рассказать нашим дорогим читателям, что основоположником династии Сергея Прокопьева был его прадед Василий Николаевич Немасев, который сто лет назад работал в Житомирском военном госпитале. Его дело продолжили потомки — врачи, медицинские сестры, которые и по сей день продолжают работать не только на территории Чувашии, но и в Ульяновской области, Татарстане, Башкортостане и Москве. Истории этих великих людей, спасателей человеческих жизней, — это мост между эпохами, и каждое следующее поколение пишет свою главу.
«Конечно, все разговоры о медицине слышат наши сыновья, — говорит Наталья. — Если кто-то из них решит стать врачом, само собой, мы поддержим. Но это должно идти от души, ни в коем случае не по настоянию кого-либо. Искренне считаю, что в медицине не должно быть случайных людей. Медицина — это призвание!»
Фото из личного архива Натальи Тихоновой
