Как действует система, когда она опирается на доверие, дисциплину и взаимную поддержку
Ранним утром 26 ноября Чебоксары пережили массовую атаку беспилотных летательных аппаратов. Город проснулся от тревожных новостей, но уже в первые часы стало ясно: система реагирования сработала, жители сохранили самообладание, а региональные и городские власти взяли ситуацию под полный контроль. Сам удар начался около 3 часов, но к моменту, как город окончательно проснулся и прочитал первые новости, все необходимые совещания и оперштабы уже были проведены и работа закипела. Глава Чувашии Олег Николаев прибыл на место происшествия буквально сразу после окончания атаки и отдал необходимые распоряжения. «Несмотря на ночное время, службы сработали оперативно: провели эвакуацию из зоны опасности БПЛА, выполнили необходимые мероприятия», — прокомментировал он позднее ситуацию на месте.
Первое официальное сообщение Олег Николаев опубликовал в пятом часу утра. Он подтвердил факт атаки украинских беспилотников, проинформировал, что проводится эвакуация жителей из опасной зоны и благодаря оперативным действиям экстренных служб жертв нет. Одновременно прозвучал важный призыв — не распространять фото и видео с мест попаданий и работы ПВО, чтобы не мешать службам и не помогать врагу. Тут надо сразу обозначить — не все к этому требованию прислушались, и видеоролики в сети все же появились. Самого циничного «блогера», который вел онлайн-трансляцию с саркастическими комментариями, уже вычислили и задержали. И в эти дни жители Чувашии пересматривают размещенные полицией извинения негодяя.
Команда Правительства и столичной мэрии занималась организацией помощи круглосуточно. Вице-премьер Владимир Степанов в первый день рассказал, что горожане из пострадавших домов размещены в пункте временного проживания, с ними работают врачи и психологи, налажены питание, подвоз воды, разъяснительная работа о дальнейших шагах. Особое внимание уделили маломобильным горожанам — их доставили в медицинские организации. Были открыты горячие линии, по которым люди могли получить оперативные ответы и помощь.
Позже Владимир Степанов посетил пострадавших в больнице. Подросток получил легкие травмы и находится под наблюдением врачей, его мама перенесла операцию после минно-взрывной травмы. Одновременно завершилась работа комиссий по обследованию дома и оценке ущерба. Специалисты подтвердили: несущие конструкции не пострадали, повреждения локальные и касаются кровли, технического этажа и остекления.
Параллельно шла большая работа в городе. Врип главы администрации Чебоксар Станислав Трофимов сообщил о временных ограничениях движения на нескольких ключевых магистралях, вскоре оно вернулось к обычному режиму. Уже в течение дня к работе приступили специальные комиссии из представителей управы Ленинского района, управляющих компаний и советов домов. Они обходили квартиры, фиксировали повреждения, составляли акты и формировали заявки на ремонт. В экстренном режиме был развернут штаб восстановления. Заводы и строительные компании приостановили плановую работу, чтобы изготовить и установить новые рамы и стеклопакеты. Восстанавливались кровля, вентиляционные каналы, оптоволоконные линии связи и другие инженерные коммуникации. Мэр регулярно отчитывался с места: сначала о замерах, затем о начале установки, а позже — о выходе на завершающую стадию работ.
Отдельное внимание уделили дворовой территории и близлежащим зданиям, проверялись фасады, окна и имущество предпринимателей, чьи объекты тоже оказались в зоне поражения. С каждым собственником вопрос компенсаций будет отрабатываться индивидуально, пострадавшему детскому реабилитационному центру Правительство республики выделило 2 миллиона рублей на проведение работ.
Большинство эвакуированных жителей в течение суток вернулись в свои квартиры. Временный пункт размещения продолжил работу для тех, кому требовалось больше времени или дополнительная поддержка. Правительство республики и мэрия города неоднократно подчеркивали: все процессы — от медицины до ремонта — находятся на личном контроле Главы Чувашии.
Эти сутки стали серьезной проверкой на прочность для города и республики. И они ее выдержали: вместо паники, на которую рассчитывали организаторы террористической атаки — четкая работа служб, межведомственное взаимодействие и в целом ответственное поведение жителей. Люди соблюдали требования безопасности, воздерживались от съемки и публикации кадров, держали связь с диспетчерскими и сообщали о проблемах по горячим линиям.
А на следующий день город перешел от фазы тревоги к фазе восстановления, за ходом которого журналисты «СЧ» воочию наблюдают из окон редакции.
Алексей Голицын