- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Анатолий Данилов: Мы первые по выпуску художников-профессионалов

К новому учебному году на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева уже сейчас готовятся с особым чувством. 1 сентября факультету исполнится полвека. Когда в середине прошлого столетия в Поволжье осознали острую нехватку педагогов-художников с высшим образованием, готовить их для всего Поволжья планировали именно в Чебоксарах. И сегодня ХГФ во многом остается таким региональным центром по подготовке профессионалов для художественной среды.Первый набор очного отделения в 1960 году составил всего 43 человека. В настоящее время на факультете обучаются более тысячи студентов. О том, как сегодня живет знаменитый худграф и почему без художников страна не сможет стать по-настоящему цивилизованной и благополучной, корреспондент «СЧ» беседует с деканом факультета, кандидатом педагогических наук, доцентом, заслуженным художником ЧР Анатолием Даниловым.
– Анатолий Васильевич, на факультете с самого начала работали выпускники трех художественных школ: Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Московского художественного института им. В.И. Сурикова и Харьковского художественного института. Насколько это обогатило нашу художественную школу?
– Взаимовлияние всегда создает новое качество художественной школы и художественной педагогики. В свое время надо было создавать собственный имидж, методологию, все это создано благодаря наработкам названных вузов. Можно сказать, что на этих «трех китах» наша школа и базируется. А потом сюда пришли и выпускники ХГФ нашего вуза, и выпускники художественных вузов других городов России.
– Последнее десятилетие стало наиболее плодотворным для факультета. Среди четырех тысяч воспитанников есть заслуженные учителя, доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, ну и, конечно, художники. Только в Чувашии в рядах СХ России ныне состоят более 80 воспитанников факультета. То есть художники ныне вполне востребованы?
– Вопрос востребованности художников всегда остается актуальным. Если в какой-то момент интереса к этому в обществе нет, то оно начинает тут же снижать планки, завоеванные теми, кто заложил когда-то основы профессионального искусства. То есть если мы не будем подкреплять талантливыми выпускниками наше искусство, то уровень культурного сознания будет быстро потерян. Мы надеемся, что качество дипломных работ выпускников ХГФ будет соответствовать уровню столичных вузов. Для Чувашии это огромный плюс. Потому что обретает не только факультет, вуз, обретают наша культура и искусство.
– На факультете открылось немало новых направлений.
– Когда я пришел сюда работать деканом, была одна специальность – «Изобразительное искусство». Этого, конечно, было недостаточно. Можно даже сказать, что это был несколько однобокий подход к художественно-педагогическому образованию. Пришлось открывать новые специальности, заниматься лицензированием. Так появились «Дизайн», «Живопись» и «Декоративно-прикладное искусство». Специализации: «Станковая живопись», «Рекламный дизайн», «Книжная графика» и «Дизайн интерьера». С этого года мы открываем и новое направление, это «Дизайн» (бакалавриат).
– Дизайн – это актуально. Удалось ли молодым специалистам уже что-то изменить в нашей окружающей среде?
– Они уже многое смогли изменить. В определенном смысле дизайнеры изменили даже имидж вуза, разработав очень много знаков, эмблем и логотипов почти для всех структурных подразделений. Они также занимались разработкой многих проектов, в частности, интерьеров II учебного корпуса и музеев ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Разработаны ландшафтный дизайн и интерьеры санатория-профилактория педуниверситета. Много сделано по полиграфическому дизайну.
– Появились и выставки в учебных корпусах, своего рода собственные художественный музей и выставочный зал.
– Выставки позволяют заметно поднять качество студенческих работ по ИЗО и дизайну. Мы часто меняем здесь экспозиции, делаем выставки по живописи, графике, керамике и дизайну. Да и сами факультетские стены обновили основательно. Худграф не имеет права воспитывать художников в невзрачном интерьере. Мы перестроили весь холл и весь второй этаж, отделали актовый зал, который, по сути, стал еще одним концертным залом Чебоксар.
– Как вы думаете, почему мы так долго не можем эстетически обустроить жизнь, ведь художников у нас немало?
– В России 140 миллионов населения. А сколько у нас художественных вузов? В Финляндии, например, на 5,5 миллиона 10 высших художественных заведений. То есть одно на полмиллиона человек. Не говоря о национальных школах живописи и колледжах. В количественном отношении на каждые 10 тысяч человек в этой стране приходится гораздо больше художников, чем в России. Вот вам ответ – почему Финляндия оказалась продвинутой во всех отношениях: в производстве, в плане введения новых технологий, инноваций, в культуре, трепетном отношении к природе. А мы за последнее время в этом отношении здорово скатились вниз. Поэтому искусство еще поднимать и поднимать. Ведь вследствие непонимания важности эстетического воспитания возникает и недооценка эстетического обустройства. Художники сегодня могут разрабатывать серьезные эскизы, но без средств их не воплотить в жизнь. Так же, как и в архитектуре. Например, наши студенты разработали прекрасный проект по оформлению фасадов и ландшафтного дизайна перед вторым и пятым учебными корпусами по Президентскому бульвару. Но на внедрение такого проекта нужны большие средства, и, к сожалению, эта разработка не претворилась в жизнь. У нас много разработок, город от них стал бы только краше. Но есть проблемы, где не все зависит от нас.
– Сразу вспоминается опыт Японии, где после войны стали обучать рисованию, музыке и театру всех детей поголовно. Там были уверены, что люди, которым предстоит поднимать промышленность, должны разбираться в музыке и уметь рисовать. Тогда у них будет креативное мышление. Это поколение и сотворило экономическое чудо.
– Когда это осознали и европейские страны, в том числе и Венгрия, где я учился, они также переняли эту систему. В России тоже есть нечто подобное, система Неменского, из которой следует, что ребенок полноценно развивается только искусством. Есть и другие хорошие системы художественного и музыкального образования. Но в нашей школе сейчас для ИЗО не дают и двух часов в неделю, а в старших классах его нет вообще. К сожалению, в нынешнем образовательном стандарте изобразительное искусство и музыку хотят вывести на уровень факультативных занятий.
– Но ваш факультет выпускает профессионалов своего дела.
– Наше учебное заведение, безусловно, занимает первое место в Чувашии по выпуску художников-профессионалов самых разных направлений. Я полагаю, что в России мы тоже занимаем не последнее место. Я бывал во многих вузах страны, и мне есть с чем сравнивать.
– В свое время вы ездили на стажировку в Венгрию. Сейчас есть возможности направлять студентов на практику?
– Мы направляем студентов на пленэрные практики в районы Чувашии. Есть хорошие договоренности об обмене студентами с филиалом Суриковского института в Казани. Был обменный пленэр с Новосибирском. Готовы принять нас вузы в Омске и Костроме. Есть связи и с другими странами. Уверен, что придет время, когда мы сможем направлять лучших в творческие поездки по странам мира, как это делалось, например, в Академии художеств.
– А могут ли сегодня наши выпускники работать на уровне академии?
– Уверенно говорю да. Поэтому к нам с удовольствием поступают не только из Чебоксар, но и из Йошкар-Олы, Саранска, Казани. Составляем конкуренцию Москве и Санкт-Петербургу. Например, на всероссийской выставке в 2004 году ЧГПУ признали очень серьезным вузом. В прошлом году в Тольятти на всероссийской олимпиаде по академическому рисунку были представлены команды многих престижных вузов. Я ездил туда всего с тремя студентами. Жюри оценивало работы, не зная автора. И когда расшифровали, кто получил высшие баллы, то самыми лучшими оказались наши работы, и ХГФ занял первое командное место.
– В октябре факультет будет отмечать свое 50-летие. В чем его главная слава, его престиж?
– Да, это славный юбилей. За эти годы авторитет факультета неизмеримо вырос. Престиж и слава факультета – это наши выпускники, которые работают во многих сферах образования, искусства и культуры не только в России, но и за ее пределами. С нами охотно сотрудничают. К нам есть интерес во многих уголках страны и за рубежом, поэтому мы стараемся держать планку на самом высоком уровне. И, несмотря на весьма непростые времена, не только выживать, но и развиваться. Ведь худграф – это уже своеобразный бренд.