- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Как Волга впадает в Тихий океан

Сегодня общество в каком-то смысле пресыщено историями о путешествиях. Открой программу любого телеканала — и обязательно найдешь в ней одну-две передачи подобного рода. Да и среднестатистическому большинству россиян визиты в другие регионы или даже страны вполне себе по карману. Там профессиональный гид познакомит с событиями прошлого. Однако рискну предложить совершить еще одну экскурсию — по страницам автобиографической книги Вячеслава Михайловича Элеша «На берегах Волги и Тихого океана».

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Участник Гражданской войны, борец за власть Советов на Дальнем Востоке, организатор торговли Вячеслав Михайлович Элеш родился 19 февраля 1890 года в деревне Кинеры Чебоксарского уезда (ныне Козловского муниципального округа Чувашской Республики). Окончил церковно-приходскую школу в селе Щамалы (1904), Бичуринское двуклассное училище (1906), Казанское речное училище (1909), Академию внешней торговли (1932). Работал в Сибири (Томск) командиром землечерпального каравана. В 1918 году переехал во Владивосток. С приходом японских интервентов ушел в партизаны, занимался снабжением их взрывчатыми веществами и снарядами. После Гражданской войны — хозяйственный работник. С 1925 по 1927 год — управляющий отделением торгового представительства СССР в городе Кобе (Япония). В 1927–1928 годах — народный комиссар промышленности и торговли Чувашской АССР. В 1928–1930 годах — слушатель Торговой академии, с 1930 года — управляющий Закавказским отделением Госторга СССР с Персией, Афганистаном, Турцией. В 1932–1934 годах — управляющий Дальневосточной конторой «Совфрахта» (Всесоюзное объединение по фрахтованию иностранного тоннажа). С конца 1930-х —
директор зверосовхоза на Командорских островах, Кроноцкого (на Камчатке) и Баргузинского (в Прибайкалье) заповедников. С 1956 года жил в Москве.
Автор книг «Записки подпольщика» (1965) и «На берегах Волги и Тихого океана» (1970).

«Через тернии к звездам!» — именно так можно охарактеризовать жизненный путь главного героя. И, осознанно или нет, Элеш закладывает в читателя ключевую мысль: никогда не сдаваться, ни при каких обстоятельствах не терять голову и оставаться собой. Если не пасовать и не опускать руки — всего можно добиться. Это актуально в связке с другим аспектом, который тоже можно назвать знаковым атрибутивом книги — ее достоверностью. Последнему в немалой степени способствует личностность повествования через «я». Будь оно от третьего лица — эффект уже не тот.

Сегодня некоторые рассуждения автора воспринимаются как наивность, но для того времени — книга вышла в свет в 1970 году — это было нормой и говорили об этом с уверенностью. Однако тут принципиально другое: мы видим пусть и интерпретированную, но — историю! Если несколько абстрагироваться от политических пристрастий, то можно нарисовать себе вполне полноценную картину жизни регионов в период становления в стране советской власти. На страницах мелькают описания встреч с различными людьми, знаковыми или малоизвестными фигурами, которых объединяет одно: все они реальны.

Книга насыщена фактологическим материалом. На ее страницах разворачивается не только история развития личности автора, но и история становления советской власти на Дальнем Востоке. Широкими и при этом точными мазками описывается политическая конъюнктура тех месяцев, вырисовываются проблемы и успехи… Действия белогвардейских «правительств», поведение японских интервентов, создание демократической Дальневосточной республики. Повествование отражает перипетии и внутрипартийной жизни, показывая наличие несхожих подходов местных лидеров большевиков и даже противоречивость их позиции директивам центра в вопросе, например, советизации края. В условиях постоянной угрозы жизни (кому хочется повторить судьбу Сергея Лазо, Алексея Луцкого и Всеволода Сибирцева?!) в рядах коммунистов были, в основном, «идейные» — так говорили, подразумевая под этим самые лучшие качества человека и, прежде всего, доверие безо всяких трафаретных норм и формальностей. «Доверие оказывает могучее действие. Оно возвышает человека в его собственных глазах, вызывая хорошие чувства и желание сделать все добросовестно» — вот опыт, вынесенный самим Вячеславом Элешем.

Кстати, на страницах книги немало этнографических деталей. Особенно это характерно для первых глав с описанием детских лет. Штрихи быта чувашской семьи выписаны натурально и ясно. Внимание на них специально не фокусируется, они неотъемлемая часть описания условий жизни. Тут и отношение сельчан друг к другу («в деревне отец не пользовался особым авторитетом: он принадлежал к группе середняков, с трудом сводящих в хозяйстве концы с концами, да к тому же был глухой и не «горлопан»), взаимоотношения в семье (несмотря на всю патриархальность, «руководила мать. Живая, энергичная, она, как и отец, не знала отдыха»), и домашняя обстановка (с восторгом рассказывается, как преобразилась изба за счет развешанных по стенам лубочных картинок), и поведенческие нормы (воспитание «на вольном воздухе», когда дети были «предоставлены сами себе», не делало их распущенными: «Мы считали большим стыдом и позором огорчать старших каким-либо плохим поступком»).

Здесь хочется обратить особое внимание на небольшой эпизод, имевший место в 1925 году. Вячеслав Элеш был командирован в качестве управляющего отделением Торгпредства РСФСР в японском городе Кобе. Губернатор местной префектуры — образованный и культурный человек с тремя дипломами о высшем образовании (Токийский и Петербургский университеты и Сорбонна). Хорошо говоривший по-русски и немало знающий о жизни в России, он спросил (дальше — прошу прощения — пространная цитата):

— Ваша фамилия, Элеш, ведь не русская?

— Да, не русская. Россия — многонациональное государство, — говорю я.

— А к какой нации вы принадлежите? — спрашивает он.

— Я чуваш, — отвечаю. — Чуваши довольно многочисленный народ, их в России свыше миллиона. У меня на родине есть и существует Автономная Советская Социалистическая Чувашская Республика со столицей Чебоксары, что на реке Волге.

Это, очевидно, привело высокообразованного японца в недоумение: как же это так? Существует на земле Чувашская АССР, а он об этом не знает! Как потом мне рассказывал наш переводчик Мацуисан, губернатор после моего ухода дал распоряжение аппарату — найти на карте Чувашскую Республику».

Такой карты в префектуре не оказалось. Ответный визит губернатора к «виновнику» события тоже результата не дал. И даже специально делегированный в посольство РСФСР в Токио чиновник вернулся ни с чем.

К чему я об этом? Кому-то этот эпизод может показаться комичным. Однако это не иллюстрация ради иллюстрации. Это одно из свидетельств необходимости постоянного повышения уровня своих знаний и понимания их значимости. Сам герой повествования тоже постоянно стремится к своему культурно-просветительскому развитию. Одна из ярких черт его характера — желание учиться! Именно оно выталкивает мальчишку из обычной сельской семьи в «большую жизнь», и поднимает его ступенька за ступенькой. И показывает при этом, как много всего неизвестного еще остается. Отсюда и одно за другим потрясения: первые уроки «поведения в обществе» (как чуть не погнали прочь из Казанского речного училища «за лапти»), первый визит в оперный театр (и потребность прочитать произведение-первоисточник), первые шаги в «революцию» (всего-то по чести и совести заступился за оскорбляемых, а нате вам — обвинили в левых настроениях и чуть не пустили в «расход») и многое другое.

Вообще, книга полна контрастов. Автор или сам подчеркивает их (например, пьянство — родная деревня почти не знает такого явления, а сколько выпивох в городе!), или вызывает у читателя подспудное желание к сравнению. Вот, к примеру, заявленный им в одном из разговоров тезис, что «Волга впадает в Тихий океан». Прозвучало это не как сарказм, а как реальный факт! Несведущий человек (увы, наверное, сегодня найдутся и такие) даже внимания не обратит, а понимающему потребовалось пояснение: «Приходит мне на первый взгляд нелепое сравнение о том, что Волга впадает в Тихий океан. Не географически, конечно, а по судьбам человеческим…»

Сегодня большое количество наших земляков проживает за пределами родной стороны. Люди разъезжаются по разным концам огромной родины кто в поисках счастья, кто вслед за любимыми, кто по работе. Такое явление характерно не только для наших дней, имело оно место и в прошлом. И некоторые из уехавших оставили после себя очень жизненные воспоминания. Человеческие судьбы все как одна неповторимы, и у каждого есть чему поучиться. Потому и рекомендую взять в руки книгу В.М. Элеша. Она ничуть не утратила своего назидательного — в хорошем смысле этого слова — значения. Одних ее прочтение вернет в годы минувшей молодости, другие откроют для себя недавнее прошлое страны.

Вопросы:

1. Какую рыбу до революции 1917 года называли «чувашской»?

2. Почему в 1920 году на Дальнем Востоке возникла правительственная коалиция коммунистов и буржуазии?

3. Сколько раз и почему Вячеславу Михайловичу Элешу пришлось менять фамилию, и какая из них была последней в списке?

Федор Козлов