- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Поле жизни Евлалии Васильевой

Это имя входит в золотой фонд аграриев Чувашии. Герой Социалистического Труда СССР, заслуженный агроном РСФСР и Чувашии, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Евлалия Ивановна Васильева внесла неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства республики вместе со своим супругом Героем Социалистического Труда Василием Васильевичем Зайцевым.
30 августа 2023 года Евлалии Ивановне исполнилось бы 100 лет. Минсельхоз Чувашии совместно с Союзом ветеранов АПК республики и Чувашским аграрным университетом готовятся отметить эту славную дату циклом мероприятий, в том числе публикациями в СМИ. «Советская Чувашия» также не останется в стороне — Евлалия Ивановна была активным консультантом газеты по сельскохозяйственной тематике.
ПОДРОБНОСТИ
Сегодня мы публикуем воспомина-ния сына Евлалии Ивановны и Василия Васильевича Владимира Зайцева. Мало кому довелось родиться и вырасти в семье сразу двух Героев. Во всяком случае, в республике — да и в стране — в то время подобного не отмечалось. И испытание славой приходилось выдерживать не только родителям, но и детям. Бывало, что наследники в таких семьях вставали на неправильный путь в силу того, что родители из-за огромной занятости мало уделяли им внимания. Владимира Васильева чаша сия миновала — он получил хорошую профессию, достойно трудился и сейчас находится на заслуженном отдыхе.
«Для меня она была просто мамой…»
Мама Евлалия Ивановна родом из деревни Ларготы Чебоксарского, ныне Моргаушского района (сейчас она в составе села Юнга). В 1945 году закончила агрономический факультет Чувашского сельхозинститута, потом работала уполномоченным Госплана СССР по Чувашии. А с 1950 по 1963 год — агрономом в известном тогда колхозе «Победа» Яльчикского района, которым руководил отец Василий Васильевич, к тому времени уже Герой труда. Здесь и свела их судьба.
В 1963 году как высококлассного специалиста ее снова пригласили «наверх», на должность первого зам. министра республиканского Министерства производства и заготовок сельхозпродукции — было тогда такое ведомство. А отца в тот же год — председателем колхоза имени космонавта А.Г. Николаева Мариинско-Посадского района. Потом маму перевели на должность зам. министра сельского хозяйства Чувашии.
На свет я появился в 1958 году — еще до переезда родителей из «Победы», в чебоксарском роддоме, где сейчас перинатальный центр. Опекали меня бабушка с дедушкой по маме — времена были такие, что родителям приходилось временно жертвовать своим вниманием к сыну, на первом плане у них была работа. Отцу ведь доверили поднять колхоз на родине нашей гордости — Андрияна Николаева, и должность мамы была видной и ответственной. Таких людей называли государственными. Но тогда, да и потом всю жизнь я об этом как-то не думал — мама для меня оставалась прежде всего мамой.
Жил я с бабушкой и дедом в частном доме, построенном им на улице Богдана Хмельницкого. А папа жил в Шоршелах, на центральной усадьбе колхоза, на съемной квартире. В выходной наведывался к нам на денек, но следующим утром в 4 часа уезжал обратно. Частенько отец брал нас с собой на колхозную пасеку, ходили за грибами — незабываемые впечатления! И кроме этого, отец летом брал меня с собой в Шоршелы. Спросят, почему я рассказываю не только о маме — юбилей-то ведь у нее… Да потому, что не могу разделить родителей, делавших одно по сути огромное дело — выращивали хлеб для людей, другую сельхозпродукцию.
В 1960 году маме тоже было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Столь высокое звание в то время давали только за конкретные производственные результаты, а не за какие-то мнимые заслуги. Вскоре после этого она переехала в Чебоксары, после чего дали нам квартиру на улице Ленинградской, где до этого жил Семен Матвеевич Ислюков. Она его очень уважала…
Учился я в школе № 1. Меня иногда спрашивают, как ко мне, сыну двух Героев, относились сверстники. Не было ли неприязни из-за принадлежности к некоей номенклатурной элите. Подобной атмосферы какого-то неравенства тогда и в помине не наблюдалось, относились ко мне как к равному. Да и элитой моих родителей никто не считал — какая же это элита, труженики от самой земли! В быту ничего лишнего они себе не позволяли – только то, что было положено по должностному статусу. Правда, нельзя сказать, что я совсем не интересовался работой мамы. И как мама, и как руководитель она не была авторитарной, жесткой. Скорее, интеллигентной, но свою линию могла выдерживать.
После школы в 1975 году я поступил в ЧГУ, на экономический факультет. Спустя три года мама вышла на пенсию — в смысле достигла пенсионного возраста. Но трудиться не перестала, в начале 1980-х годов работала в системе республиканского агропрома.
Наступили разрушительные 1990-е годы. Они стали для мамы тяжелым моральным испытанием — она не могла видеть, как гибнут колхозы и совхозы, в запустение приходят поля, хмельники. Именно для развития хмелеводства мама сделала так много в 1970-е годы — это время настоящего расцвета знаковой для Чувашии отрасли. Площади под зеленым золотом исчислялись сотнями гектаров, работала импортная хмелеуборочная техника, было несколько специализированных хозяйств, таких как совхоз «Волга» Козловского района. Мама несколько раз бывала в командировках в Чехословакии и Венгрии по изучению опыта хмелеводства. И вот все это разрушилось… Когда маму приглашали в поездки по республике, она просто отказывалась — не могла видеть незасеянные поля, порушенные хмельники. Спрашивала: разве для этого они с Василием Васильевичем круглосуточно работали?
…Всю свою трудовую биографию я посвятил работе по избранной специальности. Родители не сворачивали со своего пути, и я тоже. Не получилось пойти по их стопам, но, наверное, не это главное. Важно, что они смогли воспитать во мне честное, порядочное, добросовестное отношение к жизни. А это многого стоит.

 

Супруги, Герои Социалистического Труда Василий Зайцев и Евлалия Васильева — гордость Чувашии. Фото из архива «СЧ»

 

Публикуется в рамках проекта «Наше старшее поколение», выходящего при поддержке Минцифры Чувашии.