- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Не забывает малую родину ветеран…

9 Мая тысячи москвичей и гостей столицы страны были свидетелями, как на Красной площади Москвы сплясал участник Великой Отечественной войны, уроженец расположенной на территории нынешнего Чебоксарского муниципального округа деревни Малдыкасы Петр Леонтьевич Леонтьев. Солидный возраст – 98 лет! – не помешал ему выразить так свою радость. А приехал Петр Леонтьевич на парад Победы из далекой Элисты…

Казанский обвод

 

16-летним подростком встретил Великую Отечественную войну Петр Леонтьев. Двум братьям пришла повестка, а на него легли все заботы и по хозяйству, и в колхозе. Не обошло его и участие в строительстве оборонительных рубежей.
«На двух лошадях поехали за 140 км в сторону Казани, на правом берегу Волги рыли окопы, пулеметные гнезда, траншеи, противотанковые рвы. Три месяца были там, — вспоминает то трудное время Петр Леонтьевич. — Наши плачут, вези, говорят, домой. Я был еще несовершеннолетний, и меня прикрепили к лошади. А куда уйдешь? Кругом охрана. Все же зимой как-то взяли и выехали домой, уже на санях. Помню, был из наших Порфирий Терентьев. Добрались домой в час ночи. На следующий день все моей матери за это спасибо сказали. А их всех через день-два арестовали и направили на военный завод…»

Война

 

Война прокатилась своим безжалостным катком по всем семьям деревни Малдыкасы. Не обошла она и семью Леонтьевых. Под Ленинградом погиб брат Степан. В свои 20 лет погиб на Мамаевом кургане Сталинграда брат Николай, воевавший в 13-й гвардейской дивизии генерала Александра Родимцева.
В 1943-м пришла повестка из Цивильского военкомата и Петру Леонтьеву. Его направили для обучения в 379-й запасной стрелковый полк 37 запасной стрелковой бригады, который размещался на станции Селикса Пензенской области. Мало кто из фронтовиков добрым словом вспоминал условия жизни и питания там, но все же попали они на войну более подготовленными, чем сразу из дома.
«В этом полку я четыре месяца обучался на сержанта, — вспоминает Петр Леонтьев. — А ранней весной весь полк, 3500 человек, посадили в эшелон и отправили в Смоленск, где мы продолжили обучение. В начале июня нас подняли по боевой тревоге и мы пешком, в полном боевом снаряжении — автомат, запасной диск, противотанковая граната, две противопехотных, каска, лопатка, противогаз, вещмешок, — совершили 126-километровый марш-бросок в район Витебска. Причем эти 126 км мы прошли за две ночи, днем идти было нельзя — немецкие самолеты летали, бомбили, стреляли. Сейчас, когда в школах рассказываешь, как за две ночи прошли 126 км — никто не верит.

Таким бравым сержантом запомнился Петр Леонтьев однополчанам по 16-й гвардейской стрелковой дивизии.

Я был распределен в 16-ю гвардейскую стрелковую дивизию 1-го Прибалтийского фронта и в ночь на 22 июня мы форсировали Западную Двину. Разгромили пять немецких дивизий и пошли дальше. Когда шли по Белоруссии, нас очень хорошо встречали, последнюю картошку отдавали. Помню, один раз зашел я в хату, а там женщина с ребенком. Она говорит: «Ну что, чем угостить?» А я смотрю — у них же абсолютно ничего нет. Говорю: «Ничего не надо». Снял вещмешок и отдал им запасное белье, рубашку и кальсоны».
Когда во время парада Победы в Москве в начале мая руководство Витебска пригласило ветерана на празднование освобождения города, Петр Леонтьевич очень обрадовался, и теперь живет в радостном предвкушении предстоящей поездки.
«Еще у меня в Белоруссии один случай был: я немцев в плен взял, — продолжает Петр Леонтьевич. — Немцы по ночам на полевые кухни нападали, так что мы стали часовых у кухонь выставлять. И вот я один раз стою у кухни, выходят семь человек немецких солдат во главе с унтер-офицером, все вооруженные, и кричат мне: «Камрад, эссен! Эссен!» — есть хотят. Я командиру сообщил, что мне в плен семь человек сдалось, он говорит: «Ты их в плен взял, ты и веди теперь в тыл». Ну, я сперва их накормил — повар достал остатки супа, каши. Они наелись, и я их повел в тыл. А идти 12 км, ночь, темно, я сам боюсь. Но ничего не случилось, довел».
Но не всегда везло сержанту Леонтьеву. На Немане его ранило, даже похоронку семье успели послать. За спиной осталась крупнейшая стратегическая операция «Багратион» по освобождению Белоруссии, прошагал он Прибалтику, Польшу. Война для Петра Леонтьевича закончилась в пригороде Берлина. Но это не был конец службы — еще целых пять лет, до 1950 года, пришлось ему тянуть армейскую лямку.

На трудовом фронте

 

После армии Петр Леонтьев устроился в Приволжский леспромхоз, потом попробовал себя на сплаве леса. Когда объявили о строительстве крупнейшей в Европе Сталинградской гидроэлектростанции на Волге, он по комсомольской путевке в числе 150 человек выехал туда для работы монтажником-верхолазом. Там и со своей будущей супругой познакомился: пришел к местной швее заказать что-то из одежды. А Валентина только что приехала по распределению работать фармацевтом в аптеке и жила у нее на квартире. Глянулась парню трудолюбивая девушка, и Петр, один из лучших верхолазов на стройке, тоже пришелся Валентине по душе
Затем долгие годы Леонтьев работал в Калмыкии на самых разных должностях — от рядового строителя до главного инженера. Чего только не строил, не случайно степная республика признала его своим почетным гражданином и заслуженным строителем…

«Мы должны сделать так…»

 

Перед его домом на улице Максима Горького в столице Калмыкии Элисте власти города установили баннер с фотографией Петра Леонтьевича. «Мы должны сделать так, чтобы больше никогда не повторилась война», — выбиты на баннере его слова.
Этот наказ нынешнему и будущим поколениям он повторяет на каждой встрече с молодежью. Его часто приглашают в школы, в разные организации. Но не менее часто поздравить заслуженного ветерана приходят прямо к его дому. Особенно много было таких встреч перед Днем Победы. Среди молодежи Петр Леонтьевич и сам чувствует себя молодым. Например, когда пришли поздравлять его школьники, он не выдержал, сплясал перед ними цыганочку с выходом. Удивляет он и взрослых. Работники прокуратуры Калмыкии часто рассказывают, как несколько лет назад были на рыбалке с Петром Леонтьевичем. Он тогда удивил своих молодых любителей рыбалки — вытянул на удочку карпа весом в 3 килограмма.

Земляк — землякам

 

Не забывает ветеран о своей малой родине. Был здесь лет десять назад, мечтает посетить еще. «Желаю процветания! Чтобы жили хорошо, уважали друг друга, не враждовали!» — говорит он. Ловит каждую весточку с родины. В декабре в Элисте выступали артисты из Чувашии, так Петр Леонтьевич не только побывал на их выступлении, но и станцевал с ними. Использует любую возможность поговорить на чувашском, вот и меня он сразу спросил: «Чавашла пелетер-и?»
Несколько лет назад Петр Леонтьевич выезжал в Республику Беларусь, которую освобождал в войну. В Молодечно, что под Минском, его потрясло посещение мемориального комплекса «Шталаг 342», где погибли не менее 33150 военнопленных. По просьбе Петра Леонтьевича сотрудники музейного комплекса подготовили список уроженцев Чувашии, погибших там. Этот список ветеран переслал в Чебоксары и даже получил благодарственный ответ. Правда, не знает, как в последующем был использован этот список. Не слышал об этом и автор этих строк.
К сожалению, в Книге Памяти Чувашской Республики не удалось найти сведения о гибели на фронте двух братьев Петра Леонтьевича и возвращении с Победой на родину его самого. Да и нынче в родном Чебоксарском районе о нем не вспомнили, хотя в дни празднования 78-летия Победы о Леонтьеве написали чуть ли не десяток федеральных СМИ. Хотя после возвращения из армии в 1950 году ему даже предлагали возглавить деревенский колхоз, а в райцентре проживает его младший брат. В Малдыкасах вроде бы и усадьба семейная еще сохранилась.
Сколько же таких участников войны — уроженцев Чувашии — проживают сегодня за ее пределами вдали от малой родины без должного внимания с нашей стороны?
Пользуясь случаем, хочется обратиться к военкомату республики, Минтруда с предложением обратиться к коллегам из других регионов с просьбой сообщить сведения о проживающих там участниках Великой Отечественной войны из числа уроженцев Чувашии. Тогда республика могла бы чествовать их наравне с теми, кто проживает в республике.
Примечание. При подготовке публикации использованы воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Петра Леонтьевича Леонтьева и материалы с сайтов администрации г. Элисты и средств массовой информации Калмыкии. За помощь в подготовке материала редакция благодарит сотрудницу Центра социальной защиты населения Элисты Евдокию Ользякову.