- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

…Ничто не забыто

Соавтор писателя К. Симонова режиссер-докумен-талист Марина Бабак рассказала телеканалу «Культура», как создавался знаменитый цикл «Солдатские мемуары».
– Люди войны, которых мы снимали, – герои, кавалеры трех орденов Славы, – говорит М. Бабак. – В повседневной жизни они были совершенно обычные люди – простые, скромные, интеллигентные. Они солдаты – разных национальностей, из разных мест нашей страны, – которые вместе защищали наш общий дом. Сейчас как-то мало об этом пишут, но подразделения в войну сознательно формировали как многонациональные – чтобы сплотить, объединить солдат. Русский, татарин, чуваш, грузин, абхазец, еврей, латыш, – с кем бы мы ни разговаривали, – вместе, бок о бок, прошли всю войну, защищая не только страну, но и друг друга. Многие из них специально это подчеркивали.

В «Народной газете», издаваемой в Республике Беларусь, опубликован исторический очерк «Крах «Шаровой молнии». В нем рассказывается о восстании в 825-м батальоне легиона «Идель-Урал», сформированном фашистами из советских военнопленных. Одним из главных организаторов массового перехода легионеров на сторону партизан, по утверждению издания, был врач из Чувашии Григорий Волков, называвший себя Жуковым.

Как сообщает газета «Север», мемориальная дос-ка памяти участника Великой Отечественной войны уроженца Урмарского района Чувашии П. Яковлева накануне 65-летия Победы открыта в Елизово Камчатского края. На протяжении двух десятилетий Петр Яковлевич возглавлял городской Совет ветеранов.

Директор Государственного архива экономики Елена Тюрина в эфире «Орен-ТВ» рассказала о неизвестных страницах эвакуации. «Для того чтобы разместить всех приехавших, в Чувашии, например, принимались такие меры. Местное население должно было выехать дальше, причем не в маленьком объеме – 15 тысяч человек, а на их место заселялись люди подготовленные, которые работали на прибывшем и смонтированном заново заводе».

Директор Агентства «Комсомольская правда – Калуга» Галина Гаврилина вспомнила один эпизод из жизни своей семьи. «Бабушка с тремя детьми жила тогда в Чебоксарах. Как-то моя мама проглотила булавку – ей было всего четыре года. Девочке ввели трубку, она смогла дышать. Но больше местные врачи ничем помочь ребенку не могли, операцию нужно было делать в Казани. К беде не остались равнодушными наши военные, хотя, казалось бы, у них были дела поважнее. Под Чебоксарами стояла тогда летная часть, и летчик Федор Мельник на своем боевом самолете переправил бабушку и маму в Казань. Операцию сделали удачно, и вскоре Федор доставил их обратно домой. Он был художником и нарисовал карандашный портрет маленькой девочки – моей мамы. Потом Федор Мельник писал бабушке письма с фронта. Эти письма моя мама до сих пор бережно хранит».